о ФЛАМЕНКО Фламенко фактически стал символом Испании и изучается по всему миру. В России интерес к фламенко существовал всегда, но особенно он усилился последние годы. Сейчас, когда искусство фламенко известно и популярно во многих странах, трудно поверить, что в первой четверти нашего века оно было, мягко говоря, не столь популярно.
Нельзя приравнивать понятия испанского танца и фламенко. Испанские танцы многообразны, и фламенко - лишь один из них. Фольклор каждой испанской провинции своеобразен: баски, живущие на севере, мужественны, строги и суровы, кастильцы напряженно сдержанны, арагонцы веселы, каталонцы лиричны, а андалузцы отличаются особой страстностью. Культуры всех этих национальностей подвергались взаимному проникновению, потому появилось множество их разновидностей. Фламенко - не просто танец, скорее это группа танцев. Это целый пласт музыкальной культуры, включающей игру на гитаре, пение.
Происхождение слова "фламенко" до сих пор не доказано. Одно из предположений, что "фламенко" происходит от латинского "огонь" ("flamma"). По другой гипотезе "фламенко" это происходит от слова "Фландрия": в конце XVI века в Испанию пришли цыгане из Фландрии, внеся свое в культуру Андалузии. Таким образом, слово "фламенко" - "фламандец" приобрело презрительный оттенок и стало обозначать: хитрец, бродяга, пройдоха. Некоторые считают, что есть родство со словом "фламинго" (по-испански - "фламенко").
Корни фламенко уходят очень глубоко. Еще задолго до нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы - Тартесс. Маленькое государство с высокообразованным народом, собственной письменностью и музыкальной культурой. Античные авторы тогда с удивлением замечали, что даже законы свои жители страны писали в ритмизованной форме, изложив их в "Шести тысячах стихов". Сильное влияние на формирование фламенко оказало внедрение во II - Х в. греко-византийского религиозного песнопения. Затем в VIII веке на Пиренейский полуостров пришли арабские племена берберов, в период расцвета мавританского государства формируется классическая "андалусская музыка". В XV -XVI в. в Андалусию пришли цыгане - выходцы из Индии, изгнанные в 1400г. из Индии воинами Тамерлана. Найдя в Испании родственную музыкальную культуру, они органично сжились с ней. Соприкосновение "цыганского" и "андалусского", видимо привело к окончательному оформлению жанра фламенко. Исследователи отмечают следы различных влияний в народном танце Андалузии, в основном восточных. Однако это - именно влияния, а не заимствования. Уникальность фламенко еще и в том, что танцор ("байлаор") может танцевать один. В большинстве своем народные танцы коллективны. Фламенко же уникально тем, что все чувства, характерные для танца в коллективе, танцор несет в себе, подчеркивая свою независимость, придавая драматичность танцу.
Федерико Гарсия Лорка - известнейший испанский поэт так высказывался о фламенко: "Цыганская сигирийя рисовала моему воображению (ведь я неисправимый лирик) дорогу без конца и начала, дорогу без перекрестков, ведущую к трепетному роднику "детской" поэзии, дорогу, на которой умерла первая птица и заржавела первая стрела. Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром". Именно наполненность танцора ощущением трагизма жизни, одиночества человека, беспредельной любви неотвратимой смерти, делает его танец истинным фламенко.
-----------------------
История фламенко раскрашена в исключительно яркие цвета, но не лишена белых пятен. Его родиной является Испания, о родителях же спорят до сих пор. Одни считают, что это искусство уходит корнями во времена арабского владычества на территории Испании: созвучное арабское выражение «felahmengu» переводится как «песни бедняков». Другие утверждают, что название танца происходит от птиц фламинго — их красивое оперение напоминают пышные наряды танцовщиц. Третьи приписывают авторство цыганам, изгнанным из Индии и появившимся в Испании в XIV–XV вв. Их именовали flamencos. Но, вероятнее всего, истина где-то посередине: каждая культура — от арабской до цыганской — внесла что-то свое в это направление, а Испания {точнее, Андалусия} стала благодатной почвой. Характерная особенность фламенко — отбивание ритма ногами. Поначалу танец исполняли преимущественно мужчины, ведь такая техника требует достаточной физической силы. Женщины в танце уделяли больше внимания рукам. Сегодня различия не столь ярко выражены. Движения рук почти произвольны и следуют за эмоциями. Кстати, руки тоже поддерживают ритм — прищелкиваниями пальцев или с помощью кастаньет. Все движения фламенко «приземистые», поэтому у танцующих собая постановка корпуса — с идеально прямой спиной и чуть согнутыми коленями. Основная нагрузка приходится на мышцы спины, пресса и ног от бедра до стопы. Фламенко — танец одиночки. Он не похож на русский перепляс-состязание или европейские парные танцы: танцующий соревнуется лишь с самим собой. Если вы хотите в совершенстве освоить этот стиль, то вам потребуется 2–3 года занятий. Но не обязательно достигать профессиональных вершин, чтобы познать философию, суть которой — выражение через танец душевных переживаний. Для начинающих нет никаких ограничений ни в возрасте, ни в росте, ни в весе. Главное — желание. Начинать занятия можно в любой свободной одежде, не стесняющей движений, и удобной обуви. Познав азы, вам придется {и наверняка захочется} приобрести туфли со специальной колодкой и каблуком высотой 3–5 см. На носке подошвы и каблуке — своеобразные «набойки» из шляпок гвоздей. Еще потребуется длинная плотная юбка с оборками и воланами. Чем больше клеш, тем лучше она «работает» во время танца, но игра с подолом — это тоже целое искусство, которому сразу не научишься. И все же стоит попробовать, отбивая каблуками ритм фламенко, ощутить себя немножко испанкой из солнечной и жизнерадостной Андалусии. Обязательные элементы фламенко — широкая яркая юбка, кастаньеты и туфли на каблуках.