ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ 1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто нахождения в состоянии ритуальной чистоты.[1]При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести “бисмилляхи ррахмани ррахим” (“именем Бога, милость Которого безгранична и вечна”), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.
6. Трижды вымыть лицо.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[2].
8. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос).[3]
9. Промыть руки после протирания волос и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.[4]
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем –левую.[5]
После омовения желательно[6] произнести следующие слова:
“Ашхаду алляя иляяха илля ллааху уахдаху ляя шарийкяа ляхь, уа ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху уа расуллуюх.
Аллаахумма, идж‘альнии минат-таууаабиин, уадж‘альнии мин-аль-мутатоххириин.
Субхаанакяа-ллахумма уа бихамдики, ашхаду алляа иляаха илляа анта, астагфирукяа уа атуубу иляйкь.
Уа салли аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад уа ‘аля аали мухаммад”.
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُوَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ ،
وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ
اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنْ التَّوَّابِينَ
وَ اجْعَلْنِي مِنْ المْتُـَطَهِّرِينَ
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ
أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ
وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ .
Перевод:
“Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник.
О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.
Восхваляю Тебя, о Аллах, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.
Да благослови, о Аллах, Мухаммада и род его”.
Посланник Всевышнего Мухаммад (да благословит его Бог и приветствует) сказал: “Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: “Ашхаду алляя иляяха илля ллааху уахдаху ляя шарийкяа ляхь, уа ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху уа расуллуюх. Аллаахумма, идж‘альнии минат-таууаабиин, уадж‘альнии мин-аль-мутатоххириин. Субхаанакяа-ллахумма уа бихамдики, ашхаду алляа иляаха илляа анта, астагфирукяа уа атуубу иляйкь. Уа салли аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад уа ‘аля аали мухаммад”, для того откроются восемь ворот Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]”.[7]
По мнению великого мусульманского богослова, имама ан-Навави[8], и других ученых, “произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)”.[9]
По поводу иных молитв (ду‘а), произносимыхнекоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что “молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованны и не упоминались богословами раннеисламского периода”.[10] Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[11], “о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса”.[12]
Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Аллаха (со слов “бисмил-ляхи ррахмани ррахим”) и завершенное вышеприведенной молитвой.
____________________________
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: “Воистину, дела [оцениваются] по намерениям” (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 490.
[2] “Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви” (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское “правда”, “правота”, “праведность”; английское “right” – “правый”, “правильный”, “справедливый”; немецкое “richtig” – “правильно” от “recht” – “правый” и т.д.).
[3] ¼ часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже некоторого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
[4] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
[5] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6-8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.
[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990, т. 1, с. 255.
[7] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
[8] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233-1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – “Рияд ас-салихин”, “Арба‘унэ ан-нававия”, “Минхадж ат-талибин”.
[9] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994, т. 1, с. 80.
[10] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 80.
[11] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?-1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – “Аль-фатава”, “Аль-амали”, “Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис”, “Шарх аль-васыт”.
[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1, с. 126, 127.