Приветствуем Вас Гость Регистрация | Вход

Пользуйтесь ТРАНСЛИТОМ - пожалейте глаза форумчан!

Понедельник
20 Мая 2024
07:45


Баннер
[ Новые сообщенияУчастникиПравила форумаПоискRSS ]
КАК ПОЛУЧИТЬ 21 999 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ НА СВОЙ САЙТ?
Грядущие события
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: serge, katie, Meleg, Mastool  
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Страны Магриба ~ » Ливия (собственный опыт)
Ливия
sergeDate: Понедельник, 27 Ноября 2006, 17:40 | Message # 21
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Действительно уж очень далеко я забрался в пустыню, пора возвращаться в Триполи.
Все свободное время первых месяцев пребывания в Ливии было посвящено исследованию нового для меня мира. Вначале мы все ходили в город только кучей, но уже к концу первого месяца у каждого появился свой маршрут и, в общем, дружный коллектив собирался только при отъезде на работу и вечером, когда делать в общем-то было уже нечего и мы писали «пульку». Сухой закон мы нарушили уже на второй день пребывания в стране. Дело в том, что еще раньше мы (здесь я должен пояснить, что «мы» – это четверо переводчиков, учившихся на одном курсе, бывших в одной командировке в Белоруссии и после выпуска из института попавших работать в одну страну) были в командировке в учебном центре и по приезде в Ливию встретили знакомых летчиков (наших, хабиров), которые узнав, что мы привезли черный хлеб с селедкой, тут же сгоняли к себе и притащили двухлитровую посудину со спиртом. Вначале мы, откровенно говоря побаивались, но в ходе «очищения» посудины узнали много для себя нового. Итак, про пьянство в Ливии. Как мне не раз рассказывали сами ливийцы, сухой закон в их стране был установлен не в силу религиозных ограничений, а после того как в автомобильной катастрофе погиб ближайший друг и соратник Каддафи Мухаммад Мгриф. Говорили, что все этот вышло по причине употребления определенных напитков. К автомобильным авариям я еще вернусь, а пока про пьянство. Как я имел возможность убедиться, ливийцы( я имею в виду власти) смотрят сквозь пальцы на то, что иностранцы пьют у себя дома. Многие даже считают, что спиртное иностранцы получают в посольствах (только не в нашем! Хрена у них можно было чего выпросить…). Главных условий всего три – не продавать ливийцам, не предлагать выпить ливийцам и не появляться на улице в подпитии. Вот и все. Кстати, на первом условии часто «горели» болгары, устраивавшие в своих городках промышленные установки по изготовлению спиртных напитков. Мне всегда хватало простого самогонного аппарата, собранного на основе обыкновенной скороварки. Если кому-то интересны технические подробности – пишите в личку, поскольку публичная пропаганда самогоноварения законом не поощряется. Одно могу сказать, продукт выходил очень неплохой и все праздники проходили весело. Что касается местного населения, т.е. ливийцев то у них тоже все поставлено как надо. Люди побогаче заказывают спиртное у контрабандистов, а те, кто победнее, гонят самогон из фиников, благо этого добра там хватает. Много раз я пытался получить у них рецепт и способ, но за все время мне так и не удалось этого сделать. Впрочем и у наших были свои секреты. Наш химик гнал чистейший как слеза напиток из пшеницы, но секретами не делился, а позднее мой друг научился делать замечательное пиво из детского питания, короче жили мы хорошо. Иностранцы на нефтянных приисках и в жилых городках (на скважинах и нефтеналивных портах) вообще имеют закрытые бары, где наливают только европейцам. Но там спиртное очень дорого. К теме пьянства я вернусь еще не раз, просто хотелось сразу объяснить, чтобы было понятно где мы его брали в стране сухого закона и почему не угодили в тюрьму. Вспоминаю одну популярную карикатуру. На ней изображены два полицейских, волокущих в участок в лоскуты пьяного. Сзади к пьянчужке подкрадывается другой ливиец и тихо спрашивает его : «Скажи, друг, где взял?».
Однако продолжу. Как я уже говорил, у каждого появился свой маршрут – кто-то регулярно обходил магазины с дисками, кто-то не мог выбрать джинсы (), я каждый день ходил в кино. Кинотеатры - это отдельная тема. В Триполи тогда было всего два-три кинотеатра, где можно было нормально посмотреть фильм, т.е. в зале был кондиционер и действительно не разрешали курить. То есть курить нигде официально не разрешали, но.. Возьмем для примера один из кинотеатров рядом с улицей Рашид. В начале сеанса на экране появляется надпись – «В зале не курить». Тут же начинают щелкать зажигалки и в воздух взвиваются клубы табачного дыма. Мужчины и женщины сидят раздельно. Только в некоторых кинотеатрах ( как, например, «Уаддан») для семейных пар отводятся балконы. Фильмы безжалостно вырезали. Все сцены с малейшим намеком на аморальность (по ливийским понятиям) удалялись. Цензуре подвергались даже афиши. Никогда не забуду одну афишу, где одна из актрис была изображена видимо в бикини. Видимо, это потому что черным толстым фломастером владелец кинотеатра нарисовал ей штаны ( именно штаны). Все это смотрелось настолько смешно, что я долго приставал к кассиру, пытаясь сначала получить, а потом купить эту афишу. НО он был непреклонен.и афишу я не получил.
Таким образом за первые четыре месяца я излазил практически весь центр Триполи, что мне очень пригодилось когда ко мне приехала жена.
В мае следующего года из-за разногласий с заместителем старшего группы (гадостный был мужик, честное слово, и пакостный) меня отправили в город Гадамес. Гадамес находится в пустыне – если вы представите себе Тунис, то это напротив его самой южной точки. Там сходятся три границы – ливийская, алжирская и тунисская. Да еще часть, где мы работали, стояла не в городе, а километрах в 10 в пустыне. Там я наверное и полюбил эти необъятные просторы, дикую природу…
Но обо всем по порядку. Собраться мне толком не удалось, так как уезжать надо было уже рано утром, а «обрадовали» меня накануне часов этак в 9. В общем, похватал все самое необходимое, как мне тогда казалось, и утром в 6 часов погрузился в автобус «Тойота».
Из Триполи в Гадамес есть две дороги через Бенгашир и Суани. В этот раз мы поехали «нижней» через Суани. Почему «нижней»? Дорога через Бенгашир далее проходит по краю плато Джебель Нефуса, а дорога через Суани - у подножия плато по равнине по-моему Джифара . Откуда я помню все эти названия? Должен сказать, что наверное каждый человек, проезжая населенный пункт обязательно хочет знать как он называется. Только в Ливии на английском языке дублировались надписи только на федеральной трассе Триполи–Бенгази и, по-моему Триполи – Себха. Во всех остальных случаях надписи были только на арабском языке. Поэтому мне, как переводчику, приходилось каждый раз добросовестно их читать (а по ходу часто еще и показывать на карте). Так что все они врезались в память навечно. Протяженность обеих дорог примерно одинакова, но наш водитель почему-то предпочитал ездить по нижней. Дорога, надо сказать, очень монотонная, ехать долго (километров 600-700) по времени часов 10-12. Деревни попадаются достаточно редко. Дорога часто пересекается сухими руслами ( вади). Как я уже писал выше, пустыня в этих местах в основном каменистая, поэтому вода во время зимних дождей не уходит в землю, а наполняет сухие русла, которые на несколько часов превращаются в бурные потоки. Потоки очень мощные я не раз видел каменные мосты разрушенные такими потоками… Там где вода встречает непреодолимое препятствие, например, холмы или возвышенность образуются соляные озера – «себхи». В натуре это болото, наполненное густым соляным раствором. Иногда такие себхи занимают огромные площади.
Автобус ехал довольно быстро, но только до Шакшука. От Шакшука до аль-Хаувамида к дороге примыкают песчаные участки и на трассу иногда ветром наносит песчаные «языки», длинные песчаные холмики, высотой сантиметров 15-20. Наезд на такой «язык» равнозначен наезду на «лежачего полицейского» эффект тот же самый. Песок лежит настолько плотно, что машина проезжает по нему как по камню. Я впоследствии не раз видел на обочине перевернутые грузовики и легковые машины, водители которых беспечно на большой скорости наезжали на такие «языки».
Не буду утомлять читателей подробным описанием дороги в стиле «пою и том, что вижу».
После аль-Хаувамида у города Налут дорога поднимается наверх в горы серпантином. Зрелище просто захватывающее – по склону горы ласточкиными гнездами лепятся дома. Араб-водитель поясняет, что это в основном древние постройки. Правда потом, когда мы поднялись наверх увидели всего три – четыре дома и все современной постройки. Видимо население города предпочитало жить в домах предков. В Налуте сделали остановку, набрали воды – проехали еще только полдороги, а время уже подходило к полудню и жара крепчала. Дальше дорога стала еще хуже. Нет, шоссе было великолепного качества. Но мы ехали уже по песчаной пустыне, со скоростью не больше 30-40 километров в час ( из за этих «языков»), собственно это была возвышенность между двумя вади (Зузам и Джрджир). Следующий населенный пункт Синаун (не поворачивается язык назвать деревней 5-6 домов) был только километров через 120. Примерно через столько же был следующий пункт Дердж. А там уже рукой подать до Гадамеса - еще 100 километров и мы наконец приехали. Дорога по жаре здорово всех измотала ( водителей было два и они через два-три часа менялись), поэтому все свалились и уснули как мертвые, благо в комнатах имелись кондиционеры.

На следующее утро я проснулся рано. Солнце еще только всходило и на улице было прохладно. Я вышел на улицу и увидел величественную картину. Пустыня начиналась прямо за тыловой стеной нашего дома, представлявшего из себя сборный металлический ангар. Метрах в ста – ста пятидесяти от границ части в сторону Алжира виднелась небольшая рощица из молодых деревьев, невысоких – метра полтора высоты не больше. «Оазис» - подумал я (только через пару дней я узнал, что на этом месте был сток бытовых вод из нашей части). Еще подальше – метрах в трехстах поднималась цепь холмов переходящих в невысокие горы желтого и красного цвета. Мне трудно описать, как это было красиво в лучах восходящего солнца. Уже значительно позднее, я узнал, что сам город Гадамес находится в оазисе, который называется «Жемчуг пустыни», есть правда и другой вариант перевода «Жемчужина Сахары». Но это в русском языке. Сами понимаете в переводе с русского «пустыня Сахара» для араба слова «пустыня Пустыня» будут полной бессмыслицей. Так что остановимся на первом варианте. Вообще Гадамес – маленький город (там, по-моему, в то время не было и 10 тысяч населения.) – вначале показался такой, простите, дырой, что от накатившей тоски захотелось просто завыть. Вспомнилась довольная рожа заместителя старшего группы, когда тот объявлял мне о переводе в другую группу. « Загнал на край света» - подумал я. Но ничего, жизнь есть жизнь, в ней, как говорят, все бывает. Я был молод, полон энергии и надолго портить себе настроение из-за какого-то дурака не хотелось. Не буду описывать довольно скучный процесс обучения танкового батальона, это мало кому интересно. Впрочем и там были яркие эпизоды но о них потом. Для поездок по бытовым вопросам нам дали три джипа. До этого я ни разу не садился за руль джипа. И вот тут я понял какая это прекрасная для пустыни машина. Минимум приборов управления и прекрасная проходимость по пескам. Для начала один из ливийских офицеров (подозреваю, что это был контрразведчик) устроил нам экскурсию по окрестностям и показал примерное прохождение алжирской и тунисской границ, чтобы нас ненароком не занесло в соседнюю страну. Выглядело это примерно так : въехав на какую-нибудь возвышенность он показывал на какую-нибудь сопку и говорил «Вот эта гора точно наша, та подальше, по-моему, тоже, а вон та, левее, уже алжирская (тунисская)» Половина указанных нам высоток представляла из себя песчаные барханы которые во время песчаной бури свободно могли «переехать» на другое место, так что не желая вызвать международные осложнения мы вечером решили не ездить на север и запад без сопровождения местных. Впрочем, проблему представляла только тунисская граница, поскольку тогда, при Бургибе, ливийско-тунисские отношения были далеко не безоблачны. Так что ездили мы сами, соблюдая, естественно, меры предосторожности при выезде в пустыню. ( Перед выездом заправляли полный бак, грузили канистры с водой, аптечку и рацию). Ну и кроме того мы были обязаны сообщать местным в каком направлении и на какой срок отъезжали.
Гадамес, как и Налут считается «берберским» городом. Беребер – по-арабски означает варвар. Вообще, как я понял, берберы – остатки древнего населения Ливии, еще не до конца ассимилировавшиеся с арабами. Берберы – светлокожие, светловолосые люди в отличие от смуглых, черноволосых арабов. Во времена захвата Ливии Италией итальянцы пытались формировать берберские части для борьбы с повстанцами Омара Мухтара. Правда сейчас я уже не помню насколько удачной была эта попытка. Вместе с тем я не встречал ни одного жителя Ливии, который сказал бы мне, что он – бербер. Несмотря на все внешние признаки. НО, в общем это не столь важно. Жители южных районов Ливии – чернокожие так же уверены, что они коренные арабы.
Гадамес является одним из самых старых обитаемых присахарских городов. При этом там сохранились здания старой постройки – старый город. Сам он в плане представляет собой неровный круг, узкие извилистые улочки похожи на белые коридоры между глухими стенами домов и заборами. Дома построены так, что нижний этаж жилища задуман как прохладный и темный склад съестных припасов и одновременно жилая территория преимущественно для мужчин. Дома соединены узкими темными проходами. Следующий этаж предназначен для женщин и выглядит как терраса с множеством окон и арок, где постоянно гуляет ветер. Когда я в первый раз попал туда, мне показалось, что это подземный город. Но позднее, увидев настоящие подземный поселения я понял, что ошибался.
Кроме берберов в Гадамесе я впервые увидел туарегов. В Гадамесе есть большой верблюжий рынок. И однажды во время поездки мне показали группу людей, закутанных в черное. Это были туареги. Туареги – это граждане никакой страны. Вся жизнь их проходит в перемещении по пустынным тропам ( торговым путям)от оазиса к оазису от Судана до Мавритании и обратно.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.

Сообщение отредактировал serge - Среда, 06 Декабря 2006, 12:17
 
sergeDate: Вторник, 09 Января 2007, 17:31 | Message # 22
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В Гадамесе я впервые познакомился с верблюдами. То есть раньше я, конечно, видел верблюдов в зоопарке. Но вот верхом на верблюда я в первый раз сел в Гадамесе. Кстати, у туарегов обычаи запрещают говорить на тему верблюдов с посторонними, чтобы верблюдов «не сглазить». Правда туарег, не имеющий верблюдов, может спокойно о них говорить. Должен разочаровать любителей экзотики. Поездки, особенно вначале, на верблюдах не вдохновляют. Прежде чем отправляться на верблюде в путешествие нужно научиться правильно сидеть на нем. Просто сесть в седло – целая проблема для новичка. Даже когда верблюд стоит на коленях, горб его очень высок. Далее, сидеть на верблюде как на коне нельзя – быстро устанете. Ноги надо забрасывать ему на шею. Вообще-то и седло у верблюда специфическое – доска под спину с боковыми крыльями, чтобы не ерзать из стороны в сторону. Чтобы не сверзиться с такой высоты руками нужно держаться за переднюю луку, похожую на птичью лапу. Добавьте к этому сильный специфический запах животного, а также всякую мелочь в виде насекомых, обитающих в его шерсти и вот примерная картина того, что вы можете получить в виде личных ощущений ( помимо радости от первой поездки на верблюде).

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
3afreetahDate: Среда, 31 Января 2007, 00:06 | Message # 23
Новичок
Группа: Muslim
Рег.: 30 Января 2007
Из: Торонто
Пол: Женщина
Сообщения: 11
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Спасибо за столь живые и классные рассказы... respect Про последствия кислого молочка это вообще что-то... rofl

Скажите, а не могли бы вы привести несколько слов/выражений, которые типичные только для ливийского диалекта? :)


~ Islam is perfect...people are not ~
 
sergeDate: Четверг, 19 Апреля 2007, 09:41 | Message # 24
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В Гадамесе я впервые увидел настоящую песчаную пустыню. Ранее, когда я жил в Триполи все выезды «на природу» ограничивались 50-километровой зоной так называемой полупустыней. И вот, наконец, я попал в реальную африканскую пустыню…..
Ровные гряды барханов. Солнце. Жара. Безводье.
Поскольку от большого начальства мы были далеко, я в первый же день попросил командира роты скроить для меня куфию – головной убор арабских бедуинов. На его возражения о том, что это не форменный головной убор я ответил, что выбор за ним - лишатся переводчика или терпеть такое нарушение на полевых занятиях. Постепенно разговор переместился на уровень комбата, но тот просто махнул рукой и сказал – пускай носит.. Сложнее было с нашим старшим но и того в конце концов удалось уломать, с условием, что носить куфию я буду только в поле и, в случае приезда начальства из Триполи сразу же ее сниму. Поскольку триполийскому начальству поездка летом в Гадамес могла только приснится в страшном сне, мне особо ничего не грозило. Осмелев, я попытался пробить себе и остальную « гражданскую одежду», но уж тут начальство показало себя во всю грозную силу и я был позорно разбит. Если кто не знает – арабы вообще ничего не носят под своими длинными рубахами (в Египте их называют галабеями, в Ливии – просто «сурийа») и их кожа всегда чиста, хотя не моются они месяцами. Микроскопические частицы песка, просачивающиеся через ткань, прочищают тело словно наждаком. Я в периоды, когда жить приходилось в пустынях всегда ( когда можно) старался носить такую одежду и всегда чувствовал себя более чистым, чем если бы мылся три раза в день, но носил бы привычную одежду…
У живущих в пустыне людей вырабатывается особая походка. Они ходят очень медленно. Со стороны это смотрится как шаг верблюда – вместо двух мелких шажков – один большой, плавный. Ступня почти не отрывается от земли. Создается впечатление, что человек не идет, а плывет над песками. И что удивительно - идущий медленно проходит больше идущего быстро, а уж тем более бегущего. И не забывайте – в пустыне лишний километр не приближает к цели, если за него уплачено сверхнормативной водой. К моему огорчению, мне так и не удалось в полной мере научиться так ходить, привыкший к московским улицам организм никак не хотел понять почему спеша, надо идти как можно медленней?
Не удивляйтесь кажущемуся безразличию жителей пустыни к смерти. В ситуации, где непривычный к местным условиям человек начнет активно бороться за жизнь, много и бестолково суетится, пытаясь осуществить самые фантастические планы спасения, местный житель будет просто сидеть или лежать не шевелясь в любой мало-мальской тени. Активный борец за свою жизнь через день в лучшем случае через два погибнет от водного изнурения или теплового удара. А «безразличный» к жизни и смерти местный житель высидит неделю, а то и другую и имеет все шансы дождаться спасения. Кстати, советую – собираясь на длительный срок в пустыню иметь при себе целлофановый пакет. В самой сухой песчаной пустыне ( о каменистых речи пойдет потом) всегда можно найти растения. Как ни суха листва пустынных растений, все же вода в них есть. Можно собрать несколько веток в пакет и завязать его горловину. Солнечные лучи, беспрепятственно проникая сквозь пленку будут выпаривать из веток воду которая будет оседать на целлофане мелкими каплями. Суп, конечно, сварить не получится, но полстакана за день набрать можно.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.

Сообщение отредактировал serge - Четверг, 19 Апреля 2007, 09:47
 
Al-HayatDate: Четверг, 19 Апреля 2007, 10:04 | Message # 25
الطفال الصحارى
Группа: Админ
Рег.: 07 Ноября 2006
Из:
Пол: Женщина
Сообщения: 5814
Награды: 6
Статус: Offline
serge, бедуинский опыт - супер respect
кстати, у эмиратовцев эта длинная рубаха называется - кандула
а как это под ними ничего нет? что даже трусов? shok


Deli gibi yürekten sevmeli
Uğruna dünyaları vermeli

Не хулиганьте!

 
sergeDate: Четверг, 19 Апреля 2007, 10:49 | Message # 26
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
blush2 Не заглядывал...... :D

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Среда, 25 Апреля 2007, 15:10 | Message # 27
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В Гадамесе я впервые столкнулся и еще с одним явлением. Я имею в виду минные поля. Впоследствии я еще не раз вернусь к этому вопросу. Старые минные поля до сих пор остаются большой проблемой для ливийцев. Ни на одном театре военный действий не было использовано такого огромного количества мин, как в Ливии. Здесь нет природных препятствий, бетонированных укрытий или системы земляных укреплений. Все это заменили мины, которые щедро, без карт и системы рассеивались вдоль дорог, вокруг стратегических населенных пунктов и укреплений. Старые минные поля остались не только со времен войны. Итальянцы в период завоевания Ливии и войны с повстанцами Омара Мухтара, также активно защищали свои фермы и населенные пункты минными полями. ( Впрочем и нынешние власти Ливии внесли свою лепту). При этом в отличие от европейской местности минные поля в пустыне очень коварны. Их может замести толстым слоем песка, на котором возникает грунтовая дорога по которой годами, иногда десятилетиями ходит различный автотранспорт. Потом во время песчаной бури песок перемещается и первый же автомобиль, идущий по казалось бы знакомому пути взлетает на воздух..
Нельзя сказать, чтобы в этом направлении ничего не делалось. О масштабах этого бедствия могут рассказать следующие цифры : в 1945 году только в Тобрук и Бенгази со сборных пунктов в пустыне грузовики доставляли ежедневно до 150 тонн мин и неиспользованных боеприпасов, чтобы сбросить их в море. Примерно такое же количество взрывали в удаленных от моря местах. В течение двух первых лет после окончания войны ежедневно в Ливии уничтожалось до 1000 тонн боеприпасов. Уничтожались, но, видно, не уничтожены до конца. В Египте, например, солдаты экспедиционного корпуса немецкого фельдмаршала Роммеля, оставили лежать 22 миллиона мин. Специалисты подсчитали, что разминирование обойдется более чем в миллиард долларов. Такие расходы Египту не по карману. Да и Ливии тоже. Власти и не чувствуют ответственности за эту проблему. Ведь сам Египет и Ливия в войне не участвовали. Не буду приводить здесь сведения о всех внешнеполитических шагах ливийского руководства в направлении получения карт минных полей и средств на уничтожение мин. Знаю только, что проблема не решена до сих пор.
В 2003 г На границе между Ливией и Египтом подорвался на мине гоночный грузовой автомобиль, участвующий в ралли "Париж - Дакар". По сообщению организаторов гонки, взрыв повредил колесо автомашины. Никто из членов итало-австрийского экипажа не пострадал. Мина, скорее всего, оказалась на трассе авторалли случайно, оставшись со времён, когда в этом районе находились приграничные минные поля. В 1996-м француз Лорен Геньон участвовавший в этом же ралли сгорел в джипе, который наехал на мину и взорвался...


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
Al-HayatDate: Среда, 25 Апреля 2007, 16:58 | Message # 28
الطفال الصحارى
Группа: Админ
Рег.: 07 Ноября 2006
Из:
Пол: Женщина
Сообщения: 5814
Награды: 6
Статус: Offline
кошмар какой shok
как там опасно оказывается unsure


Deli gibi yürekten sevmeli
Uğruna dünyaları vermeli

Не хулиганьте!

 
sergeDate: Пятница, 26 Октября 2007, 14:27 | Message # 29
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Глава из книги 100 великих крепостей: ( автор Н.А. Ионина)

В свое время великий древнегреческий философ Аристотель назвал Ливию страной перемен. И хотя для древних эта страна была синонимом всей Африки, знали они практически только север континента. На территории современной Ливии и ее нынешних соседей побывали многие завоеватели— финикийцы, греки, римляне, вандалы, желавшие переделать жизнь на этой земле по-своему. В 641 году в Ливию пришли арабы, которые через два года штурмом взяли порт Триполи. Смешавшись с местным населением, они остались в Ливии на века; и хотя сюда еще не раз вторгались иноземцы (испанцы, турки, итальянцы), страна осталась арабской.

Время не всегда щадило ливийскую столицу, опаляя ее огнем многочисленных сражений. Честь называться «воротами в Африку» и «средиземноморским перекрестком» давалась недешево. Современному Триполи дали название три римских полиса — Эя, Лептис Магна и Собрата, от которых в настоящее время осталось совсем немного. Город, раскинувшийся на берегу моря, приземист и, кажется, не испытывает никакой потребности тянуться вверх. Самыми «высокорослыми» порой оказываются минареты мечетей, которым несколько веков от роду. Яркие страницы в истории Ливии связаны с крестоносцами, которые еще в начале XII века начали строить здесь многочисленные крепости и замки. Цитадель Святого Жиля — самое знаменитое сооружение тех времен.

По описанию арабских и европейских авторов, Триполи был одним из важнейших городов Северной Африки и в Средние века многих впечатлял своими красивыми зданиями, укрепленным портом и крепостными стенами. Тунисский путешественник Абу Мухаммед Абдалах бен Мухаммед бен Ахмед ат-Тиджани, совершивший в 1306—1308 годах поездки по Северной Африке, писал о городе:

...Мы приблизились к Триполи, белизна его ослепляла. По справедливости он назывался белым городом... Удивили меня и улицы города, я не видел более чистых, широких и прямых улиц, чем в этом городе. И это потому, что большинство из них пересекают город вдоль и поперек, как на шахматной доске, и пешеход ходит по ним, как шахматная ладья.

Ат-Таджини указывает также, что укрепления Триполи, разрушенные во время нашествия арабов во главе с Амрой ибн Иса, были не только восстановлены, но стали более величественными.

В 1510 году ливийской столицей захотели овладеть испанцы, направившие сюда эскадру с 8000 солдат под командованием графа Педро Наварро. Эскадра вышла из порта Бужи и направилась к маленькому острову Фави-ньяна, где стала ожидать подхода кораблей с солдатами из Неаполитанского и Сицилийского королевств, чтобы потом совместно приступить к захвату Триполи. По пути к ней присоединились еще 5 мальтийских кораблей, и 25 июля к Триполи подошел флот, состоявший из 120 крупных и мелких судов, на которых разместились 18 000 испанских и итальянских солдат, а также наемники из европейских стран.

Командующий испанскими войсками позднее писал, что Триполи оказался более крупным городом, чем он до этого представлял себе. Среди всех городов, которые ему раньше доводилось видеть, не было такого, который мог бы сравниться с Триполи своими укреплениями и чистотой. Описание командующего дополняет испанец Баттистино де Тонсис — участник военной кампании по захвату Триполи. По его свидетельству, город, расположенный на равнине, окружен крепостными стенами, протянувшимися более чем на милю. Одна стена была низкая, другая — высокая и широкая, с укрепленными башнями. Между двумя крепостными стенами пролегали узкие и глубокие траншеи. Город с трех сторон омывается морем и имеет порт, который может принять не менее 400 кораблей.

Процветание Триполи объяснялось тем, что он служил перевалочным пунктом торговых путей, соединявших Восток и Запад. Кроме того, главным источником и основой существования его жителей была транссахарс-кая торговля. Накануне испанского вторжения Триполи был богаче Туниса, город посещали купцы из арабских стран, Турции, Северной Африки, Венеции, Сицилии и Мальты.

Испанцы начали нападение на Триполи с суши и с моря: их корабли подошли вплотную к берегу и стали обстреливать город. В ответ на это начали бить орудия из крепости, да и сами жители оказали неприятелю ожесточенное сопротивление. Во время штурма крепостных стен у главных ворот, когда испанцы хотели проникнуть в город с помощью лестниц, защитники обрушили на них град камней и стрел, кипящую воду и горящую смолу. Ожесточенная схватка длилась 4 часа, но испанцам все же удалось открыть ворота и ворваться в город. Озлобленные упорным сопротивлением, они учинили над жителями жестокую расправу, оставшиеся в живых были объявлены пленниками и проданы в рабство на рынках Сицилии и других городов Италии.

Успех вдохновил испанцев на дальнейший захват опорных пунктов в Северной Африке, и потому они стали превращать завоеванные порты в хорошо укрепленные крепости с гарнизонами. Однако торговая и экономическая жизнь Триполи приходила в упадок. В сложившейся ситуации испанцам трудно было удерживать город как опорный пункт в борьбе с Османской империей, к тому же им надо было ликвидировать базу пиратов на острове Джерба. Со временем вылазки корсаров приобрели религиозный характер, и Османская империя стала использовать пиратство в своих захватнических целях и для ослабления своего главного противника — Испании. Поэтому действия корсаров, поднявших знамя «священной войны» против испанских христиан, нашли широкую поддержку среди арабо-берберского населения прибрежной части Магриба.

Для защиты Триполи требовались большие средства, а у испанского короля Карла V их не было, поэтому он серьезно задумался над предложением рыцарей Ордена Святого Иоанна Иерусалимского о передаче им Мальты. Вскоре император Священной Римской империи сделал им встречное предложение: обещал отдать Мальту, если они возьмут на себя обязанность защищать Триполи Однако рыцари-иоанниты сначала решили выяснить положение дел на месте и отправили в город делегацию из восьми человек В докладе, подготовленном делегацией для Великого магистра, говорилось, что город расположен в благоприятном для здоровья месте, две трети его омываются морем, а третья часть ограждена стенами в 3728 шагов Высота стен достигает 8—9 метров, но большая часть их в очень плохом состоянии, почти на грани разрушения, так что интенсивного артиллерийского огня они не выдержат. Нуждается в ремонте и цитадель с двумя бастионами, повернутыми в сторону города. Понимая, что защита Триполи стала бы большим бременем для Ордена, рыцари не спешили принимать предложение испанского короля. Только в марте 1530 года был подписан указ Карла V о передаче на вечные времена иоаннитам цитадели и города Триполи, острова Мальта и всего имущества, там находящегося.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Пятница, 26 Октября 2007, 14:32 | Message # 30
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
(Продолжение)
Первым правителем Триполи из иоаннитов стал Гаспаре де Сангесса, который главное внимание уделил укреплению города и крепости. Но сделать это было непросто, так как доходы от таможенных сборов были незначительными. И тем не менее рыцари возвели в Триполи фортификационные сооружения, едва ли не самые лучшие в ту эпоху. Дом самого правителя и жилища рыцарей и солдат находились в крепости, где размещались

также и все склады.

В первые годы своего правления рыцари-иоанниты стали взыскивать с подвластного населения налоги, причем, опасаясь выступлений против непомерных поборов, брали заложников Местное население не признало власти рыцарей и продолжило борьбу против иноземных поработителей. Центром сопротивления оставалась, как и при испанцах, Таджура, располагавшаяся в 12 километрах к востоку от цитадели Триполи Таджура была превращена в хорошо укрепленный населенный пункт, вход в ее маленькую гавань защищал бастион с установленными на нем крепостными орудиями Но в 1531 году войска пирата Хайр ад-Дина Барбароссы захватили Таджуру, изгнали оттуда сторонников хафисидского султана и оставили в крепости отряд воинов, необходимое количество оружия и военного снаряжения. С захвата Таджуры началось открытое завоевание турками всей Триполитании.

Хайр ад-Дин Кирмон расположил вокруг Триполи свои войска, а в миле от городских стен — на холме Зогри — построил крепость В ней были установлены орудия, снаряды которых наносили городу большой урон Готовясь к штурму Триполи, Хайр ад-Дин Кирман набрал в свою армию добровольцев, которые хотели изгнать со своей земли рыцарей Получив приказ о наступлении, воины повели ожесточенную атаку на город и были уже близки к цели: рыцари оказались перед выбором — смерть или плен. Они уже готовились выбросить белый флаг, когда разнесся слух о смерти Хайр ад-Дина Слух этот оказался ложным, но боевой дух наступавших заметно снизился, и они стали постепенно уходить с занимаемых позиций. Так совершенно неожиданно мальтийским рыцарям удалось удержать Триполи в своих руках.

Великий магистр Ордена, воспользовавшись благоприятной обстановкой, направил в Триполи подкрепление, а правитель города решил перейти от обороны к наступлению и все свое внимание направил на маленькую крепость на холме Зорги Под натиском наступавших рыцарей войско Хайр ад-Дина отошло на 8 километров от города, и оставленная без прикрытия крепость была окружена Осажденные, отчаявшись получить помощь от своего военачальника, в плен сдаваться тоже не хотели, они взорвали крепость и погибли вместе с первыми прорвавшимися туда рыцарями

Бурную историю ливийской столицы отражает и планировка города. Примыкающий к порту клочок земли — это то немногое, что осталось от Финикийской фактории. В наследство от римского полиса Эя город сохранил арку императора Марка Аврелия — великолепное творение архитектуры II века. В нишах ее когда-то стояли статуи богов и императоров, кото-РЫе потом перекочевали в музей Строилась знаменитая арка на деньги богатого эйского горожанина Кая Кальпурния Цельса, о чем сказано в выбитой надписи рядом с посвящением императору и датой— «163г.» Остатки Эй оттеснены к морю мединой — старым городом периода господства арабов, хотя сегодняшняя медина в Триполи более позднего происхождения — турецкого.

В центре последнего наружного пояса стен Триполи высится замок внушавший ужас средневековому люду и, как говорят, даже римлянам. Но римлян, конечно, помнит не этот замок, а его «прапрадедушка». Каждый новый завоеватель перестраивал крепость по-своему: нынешний вариант замка называется «Ассарайя аль-Хамра» (Красная крепость), и приходится он на первый период турецкого правления. Она представляет собой массивное сооружение с 8-угольными башнями, прямоугольными зубцами и строгими линиями — ничего лишнего, никакого украшательства...


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 04 Декабря 2007, 11:40 | Message # 31
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В ливийском офисе "дочки" "Лукойла" Lukoil Overseas проведены обыски, изъяты компьютеры, а 25 ноября задержан руководитель офиса Александр Цыганков. Он до сих пор находится под стражей, но никаких официальных обвинений ему не предъявлено, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на советника посольства России в Ливии Анатолия Мартынова. Кроме того, местными властями было арестовано имущество представительства компании, добавляет газета "Время новостей".

По словам советника посольства, Цыганков проходит по делу скорее как свидетель, а не как обвиняемый. Он также сообщил, что посольство делает все, чтобы добиться освобождения руководителя офиса Lukoil Overseas.

Вместе с тем, от официальных комментариев отказались как в компании, так и в ливийском посольстве. Не удалось получить комментарии и в МВД Ливии.

По данным источников "Ведомостей", обыски связаны с делом о коммерческом шпионаже. Речь идет о назначенном на 9 декабря тендере по 12 газовым участкам в Ливии общей площадью 72,5 кв. км. Ливийские чиновники подозревают, что нефтяникам, якобы с использованием подкупа, стало известно содержание конвертов с предложениями конкурентов, в результате чего им удалось существенно доработать свое предложение и в итоге выиграть тендер. Главные подозреваемые - сотрудники ливийской национальной нефтегазовой компании.

Это первый для республики конкурс на распределение недр. На него подали заявки 35 компаний, включая Gaz de France, Total, StatoilHydro, BP, Eni, ConocoPhillips, OMV, Wintershall и проч. Из российских допущены три: "Лукойл", "Газпром" и "Новатэк". Ливия занимает 2-е место по разведанным запасам газа в Африке (1,47 трлн куб. м).

Помню, в бытность мою в Ливии, там тоже разгорелся жуткий скандал, тоже с взятками - представители иностранных компаний давали взятки местным чиновникам - за получение подряда. Правда я плохо помню, как это все закончилось, но весь процесс шел в прямом эфире по ТВ - слушать было одно удовольствие - особенно правдвния местных - " Шайтан попутал..." " Иблис, уа-Аллахи... ну и тд.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
olyashaDate: Среда, 29 Октября 2008, 23:33 | Message # 32
Новичок
Группа: Новички
Рег.: 29 Октября 2008
Из: триполи
Пол: Женщина
Сообщения: 3
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (iyc)
Quote (serge)
Ливийцы употребляют змей в пищу
бээээээ

не знаю я такого,в Ливии живу 2 года с хвостиком и первый раз слышу,может где-то и подают такое снастье для туристов,но население Ливии не употребляет такой мясной делекатес
 
vasilisaDate: Среда, 29 Октября 2008, 23:58 | Message # 33
Seni düşünmek isterim
Группа: Свои люди
Рег.: 14 Сентября 2008
Из:
Пол: Женщина
Сообщения: 2034
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
olyasha,
Quote (olyasha)
Quote (serge)
Ливийцы употребляют змей в пищу
бээээээ

ну я не знаю может это и вкусняшка)))
но слышала что это действительно так tease




Seni düşünmek isterim. Seni düşünürüm
 
sergeDate: Понедельник, 19 Октября 2009, 14:46 | Message # 34
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В ресторанах это действительно не подают. Мне трудно сказать в каких обстоятельствах ливийцы употребляют в пищу зией. В моих случаях это было при выезде в пустыню на учения. :D

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 13:13 | Message # 35
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Путешествие из Триполи в Тобрук.

Мой очередной рассказ будет посвящен не тупому описанию маршрута и перечислению проезжаемых населенных пунктов. Пользуясь правами автора, я хотел бы рассказать вам, по мере сил о том времени и о той обстановке, которая была в Ливии (с нашей точки зрения), иногда отвлекаясь для этого на экскурсы в историю. Многое уже забылось, но стоит закрыть глаза, как картины того времени встают перед глазами, как если бы это было вчера.
В описываемый ниже период времени я работал старшим переводчиком группы советских военных специалистов (СВС) в ВМС. Работа, кроме всего прочего, предполагала сопровождение старшего группы в инспекционные поездки по основным объектам военно-морских сил, которые, как вы понимаете, располагались на побережье страны. Одной, а точнее, первой такой поездке и будет посвящен мой рассказ. Железные дороги в Ливии отсутствуют и поэтому передвижение из Триполи в другие города возможна двумя путями – самолетом и на автомашине. Оба способа имели свои плюсы и минусы. Самолетом было, конечно, быстрее, однако лететь пришлось бы не военным бортом, а гражданскими авиалиниями. Кроме того, в этом варианте мы не имели «своей» машины, что накладывало определенные ограничения на наши перемещения. По прибытии в тот или иной город располагались мы не в самой военно-морской базе, а в городских гостиницах. Конечно, командование базы выделяло автотранспорт для нас, но, как правило, он только привозил нас на базу и потом отвозил в гостиницу. Если же нужно было поехать еще на какой-то объект, ну, например, на склады базы, то, как правило, приходилось ждать пока оттуда за нами приедет автотранспорт или подвезет кто-то из ливийских офицеров. Особенные неудобства это вызывало в Тобруке, поскольку там мы жили рядом с городком болгарских строителей в пригороде. Во втором варианте автомашина с водителем была, но, во-первых, общая протяженность маршрута составляла почти две тысячи километров, а, во-вторых, для поездок нам выделяли военный автотранспорт. Что такое военный автотранспорт в Ливии и как он перемещается? На основных дорогах страны через определенные промежутки располагаются пункты военной полиции. Так вот, вся военная техника (в том числе легковые автомашины с военными номерами) двигающаяся по трассе у каждого пункта должна останавливаться и проходить регистрацию у военного полицейского. Если водитель проехал пункт военной полиции и его остановили на следующем, то его могут обязать вернуться (а это иногда до ста километров в один конец) и поставить отсутствующую отметку. Кроме того, любой военный транспорт должен двигаться только в определенные часы (по-моему, от 7 часов утра до 7 часов вечера) для передвижений ночью необходимо специальное разрешение. Таким образом, путь от Триполи до Бенгази (а это тысяча километров) мы должны преодолеть за 12 часов


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 13:15 | Message # 36
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Задача вполне выполнимая, так как дороги в Ливии великолепного качества ( в отличие от наших). Все это путешествие происходило весной ( по-моему во второй половине марта) 1987 года. Поскольку с момента описываемых событий прошло уже более двадцати лет, я должен пояснить, что это было за время. Год назад по Ливии отбомбились американцы. Ливия жила в условиях экономической блокады США и их союзников и в стране был дефицит практически всего, кроме продуктов, выращиваемых и производимых в самой стране. Хотя и этого не всегда хватало. Несколько месяцев назад в Бенгази была раскрыта и арестована террористическая группа, осуществлявшая убийства ливийских чиновников и планировавшая теракт против советских специалистов.
Продолжался ливийско-чадский вооруженный конфликт. Читая воспоминания наших специалистов, работавших в Ливии и уважаемых востоковедов, я встречал разные точки зрения и толкования причин и течения этого конфликта. В нашей прессе этот конфликт освещался довольно однобоко. Поэтому хочу вкратце изложить свою версию происходивших событий и их подоплеку. Гражданская война в Чаде с 1967 по 1988 годы, была классической африканской гражданской войной и представляла из себя межэтнические столкновения различных племен или групп племен за право иметь свою долю государственной власти. Религиозные противоречия между мусульманским Севером и христианским Югом только подливали масла в огонь. Разумеется, такое деление носит весьма условный характер, так как военно-политические группировки Чада объединялись в различные фронты и союзы, не доверяя, однако, своим временным союзникам, так же как и своим противникам. С начала 70-х годов (а может даже и ранее) в конфликт вмешалась Ливия, с одной стороны, а с другой – Франция и США. В одной из статей, посвященных этому вопросу, я нашел интересную мысль о том, что с этого времени война стала выгодным делом, поскольку любому движению, в зависимости от того, чьим сторонником оно себя позиционировало, был гарантирован устойчивый поток французских, ливийских или американских денег и, сответственно, полная поддержка. Я не буду углубляться в историю и анализировать колониальные времена и власть французской администрации, хотя корни этого конфликта лежат именно там. Первый президент Чада после получения им независимости Нгарте (до 1973 года Франсуа) Томбалбай был уроженцем одного из самых крупных южных племен. Придя к власти, он, естественно, как и во многих других африканских (а также и неафриканских) странах назначил губернаторами во все провинции, в том числе и северные представителей именно своего племени и тем самым заложил краеугольный камень этих конфликт


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 13:15 | Message # 37
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Каждый из новых губернаторов, как водится, потянул за собой цепочку родственников на хлебные места, что естественно вызвало недовольство бывших полуавтономными при французской администрации мусульманских племен Севера, представители которых при этом изгонялись с постов, считавшихся как бы наследственными. Начались восстания недовольного таким поворотом событий местного населения которые жестоко подавлялись. В результате часть населения эмигрировала в соседние страны, где и начали возникать различные оппозиционные организации. Алжир, Ливия и Чад оказывали им поддержку. Сразу же скажу, что еще король Ливии Идрис I претендовал на рай он Узу (или как его называют Аузу). Самой крупной из оппозиционных организаций стал сформированный в 1966 году в Судане ФРОЛИНА. Основатель – Ибрагим Абатчи погиб в 1968 году, как и его двое преемников. Поскольку фронт постепенно включил в себя различные племенные группировки, деятельность его направлялась политическими группировками, находившимися в Алжире, Триполи и Хартуме. В начале 70-х годов из ФРОЛИНА вышел Гукуни Уэддей, создавший группировку, называвшуюся ФАН или 2-я освободительная армия. Абба Сиддик, возглавивший в 1970 году ФРОЛИНА, руководил, соответственно, первой. В 1976 году из группировки Уэддея выделился Хиссен Хабре «забравший» первое наименование группировки Уэддея (ФАН). Сторонники Уэддея отныне стали называться ФАП. Тем временем Томбалбай, недовольный, по всей видимости, неудачами в войне с повстанцами, в 1975 году затеял чистку армии, завершившуюся военным переворотом, в ходе которого он был убит. Страну возглавил бывший начальник штаба армии Феликс Маллум, тоже южанин. Несмотря на все его старания, столкновения в стране продолжались. Успехи и поражения повстанцев на этом (да и на последующих тоже) этапе, определялись участием в операциях на стороне правительственных войск французского контингента. Где-то в 1977 году одну из повстанческих группировок, носившую название «Вулкан», возглавили Ахмад Асил и Ашейк Умар. Примерно в 1978 году Маллум, бывший несколько гибче своего предшественника, сумел договориться с Хабре о создании единого правительства и назначил Хабре премьер-министром. Хабре этим, однако, не удовлетворился и, с помощью введенных в столицу повстанческих сил, устроил грабеж и резню южан, вызвав ответные действия против северян в южных провинциях (под этим предлогом Маллум был отстранен от власти). По оценкам, в них погибло до 10 тысяч человек. Все это привело к созданию вооруженной группировки южан (не помню ее названия) под руководством Камуге и 3-й освободительной армии (МПЛТ) под патронажем Нигерии. Образованное в 1979 году под давлением стран-спонсоров коалиционное правительство просуществовало менее года

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 13:16 | Message # 38
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Уже в начале 80-го в Нджамене развернулись бои между силами пяти фракций. Верх одержал Камуге, Уэддей бежал в Ливию, а в боях погибло несколько тысяч человек. С этого момента Ливия открыто вступила в конфликт. Интерес Ливии к ситуации у южного соседа объясняется притязаниями на богатую полезными ископаемыми (прежде всего ураном) так называемую «полосу Аузу» (на обладание этим районом, как я уже говорил, претендовал еще ливийский король Идрис 1). Осенью 1980 года армия Уэддея и ливийские танковые и пехотные части стремительным броском заняли Нджамену. Я хорошо помню Триполи весь залепленный плакатами «Победитель – президент Чада Кукуни Уэддей». В начале 1981 года было объявлено об объединении двух государств, но под давлением мирового сообщества это объединение так и не состоялось. Успех Уэддея оказался временным, ибо уже через год он был свергнут Хабре. Свое поражение он не признал и в конце 1982 года в городе Бардаи на севере Чада объединил шесть оппозиционных группировок под своим руководством. Ливия вела переговоры с Хабре, но два условия: передача Ливии полосы Аузу и объявление исламского государства оказались для Хабре неприемлемыми. В связи с этим Ливия окончательно поддержала Уэддея и направила ему в помощь крупный воинский контингент. Франция в ответ тоже ввела в Чад свои войска и страна фактически разделилась на две части по 16 параллели. В последующие четыре года Гукуни Уэддей при поддержке ливийских частей и авиации неоднократно пытался перейти в наступление на Нджамену, но эти попытки всякий раз блокировались французскими войсками. С 1984 года массированную поддержку режима Хабре осуществляют американцы. Все это вызвало раскол в рядах оппозиции и Хабре сумел перетянуть на свою сторону многие прежде оппозиционные ему группировки. Но главный кризис в рядах оппозиции возник вследствие усилившейся фракционной борьбы за лидерство между Гукуни Уэддеем и Ашейком Умаром. При этом Уэддей начал склоняться в пользу компромисса с Хабре, что и вызвало соответствующую реакцию Ливии. В 1987 году Уэддей был отстранен ливийцами с поста руководителя (некоторые источники сообщали, что при этом он был серьезно ранен) и заменен Ашейком Умаром. Ашейк Умар был лидером небольшой организации Демократический революционный совет, не насчитывавшей и 1500 бойцов. Все остальные повстанческие организации, в том числе ФАН Гукуни Уэддея перешли на строну Хабре, который не преминул воспользоваться предоставившейся ему возможностью. Армия Хабре насчитывала до 10000 закаленных в боях солдат и таких опытных командиров как Хассан Джамус, Идрис Дебби. С другой стороны ливийские войска в Чаде насчитывали, по разным источникам от 8000 до 11 000 и имели на вооружении реактивную и ствольную артиллерию, танки, вертолеты и самолеты.
Однако ливийские силы не имели единого командования, а были разделены на оперативную группу «Юг» и оперативную группу «Восток». С потерей поддержки местного населения ливийские группировки превратились в изолированные островки в чадской пустыне. К этому добавилось недостаточное знание ливийцами местности и мощная поддержка сил Хабре авиацией и ПВО французского контингента. С января 1987 года в Чаде началась так называемая война «Тойот». Это название данная фаза боевых действий получила от пикапов «Тойта» - полноприводных вездеходных автомобилей, которые использовались вначале чадскими, а на завершающей стадии и ливийскими войсками, как машины мобильной пехоты и платформы для станкового оружия. В январе 1987 года Хассан Джамус атаковал город Фада, где находилась база ливийских войск. Используя прекрасное знание местности, он скрытно сосредоточил силы и атаковал город со всех направлений сразу. В этом бою ливийцы потеряли только убитыми около восьмисот человек и до 100 танков, в то время как силы Джамуса потеряли только 50 человек. О дальнейшем развитии событий в Чаде я расскажу ниже.
Под влиянием этих неудач, дефицита целого ряда необходимых товаров в условиях блокады, в Ливии усилились оппозиционные настроения, как я уже писал, в 1986 году была раскрыта антиправительственная группа из 9 человек, осуществившая в августе 1986 года убийство члена ревкома (по-моему, города Адждабии) Ахмада аль-Варфали и планировавшая в дальнейшем осуществить в Бенгази взрыв домов, где жили советские военные специалисты, однако, по счастью, ливийские спецслужбы опередили их. Группа состояла из девяти человек. Ливийское телевидение показало сцены допроса этих людей, а затем, 17 февраля 1987 года, их казнь.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 13:18 | Message # 39
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Трех из них (военных) расстреляли, а шестерых – повесили в спортивном зале г. Бенгази. На казнь в спортзале, собрали большое количество людей в основном юношей и девушек. Толпа, возбужденная до истерики, вначале скандированием лозунгов, а затем сценой предстоящей казни восторженно приветствовала момент, когда из-под ног осужденных выбили табуретки. Некоторые из зрителей выбегали на эшафот и тянули повешенных вниз за ноги. Зрелище это было много страшнее того, что нам показали в фильме «Русский перевод» («Журналист»). Тем более, что все это происходило в реальности, а не в игровом кинофильме…. Впрочем, в самом этом фильме, да и в книге я нашел очень много натяжек и откровенных ляпов. Но об этом после. Здесь я должен сказать, что, несмотря на позицию ливийских властей, в рядах афганской оппозиции сражалось довольно много ливийских добровольцев. Я слышал, что там было целое подразделение именуемое «Ливийской тысячей». Даже в середине 90-х годов, когда большинство арабских добровольцев уже покинуло Афганистан, в стране еще оставались 5 тыс. саудовцев, 3 тыс. йеменцев, 2800 алжирцев, 2 тыс. египтян, 400 тунисцев, 370 иракцев, 200 ливийцев и несколько десятков иорданцев, т.е. около 14 тыс. чел. Учитывая, что большинство этих лиц были в возрасте 12–20 лет, ясно, какую идейно-политическую (да и военно-практическую) закалку они приобрели и, годами проходя «учебу» лишь в военных лагерях, исламских пропагандистских центрах или в сражениях, какой именно «специальностью» только и могли овладеть. В дальнейшем это самым негативным образом сказалось на ситуации в арабском мире и в других регионах, куда попадали «арабские афганцы». По моему убеждению, ливийским спецслужбам так и не удалось до конца размотать этот клубок, поскольку арестованные были, вероятно, только частью разветвленной оппозиционной сети, из которой впоследствии (к 1995 году) сложилась «Ливийская сражающаяся исламская группа». По мнению многих аналитиков, группировка может рассматриваться как филиал транснациональных организаций «Движение братьев – мусульман» и «Вооруженного исламского движения».
Итак, ранним мартовским утром мы тронулись в путь. Мы - это старший группы СВС в ВМС Николай Васильевич Подопригора, я, ливийский офицер Башир и водитель. Часть дороги была мне знакома, в бытность мою в Сирте я изъездил все побережье от Мисраты до Зуэйтины. Однако в Бенгази и уж тем более в Тобрук ездить мне до этого еще не приходилось. Машина, выделенная нам, мягко говоря, видала виды (из-за блокады поставок новых автомашин, как и запчастей, практически не было) и могла выйти из строя в любую минуту (кстати, недалеко от Раас-Лануфа у нашей машины отвалился глушитель и остающиеся до города сорок километров мы ехали с отрытыми окнами, оглашая надсадным ревом окружающую пустыню).


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 20 Октября 2009, 14:51 | Message # 40
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
К этому времени новая дорога была уже построена и до Таджуры мы доехали достаточно быстро. У Таджурского госпиталя дорога выходит к морю и какое-то время идет параллельно морскому побережью. В то время кондиционеры на автомашинах были относительной редкостью, а на нашем «Пежо – 504» такой штуки отродясь не водилось. Было где-то около восьми часов утра, с моря задувал свежий ветерок. Погода была солнечная, но прохладная. В этих местах на участках между шоссе и морским побережьем расположены многочисленные пляжи дикие и оборудованные, тургородки. В одном из них я до описываемых событий прожил почти два года. Через примерно тридцать километров у Бир Кармази и Вади ар-Рамль дорога свернула на юг.
В своем повествовании я буду часто употреблять названия населенных пунктов и просто местности начинающихся с Бир и Вади. Поэтому поясняю: «бир» по-арабски колодец. В древности караванные пути в пустынной, полупустынной да и в прибрежной местности пролегали от колодца к колодцу и каждый колодец т.е. место где можно было достать воду получало свое собственное имя. Вади – сухое русло. Вся Северная и центральная часть Ливии не песчаная, а каменистая пустыня где-то покрытая лавовыми полями, а где-то песчаником. Поэтому дождевая вода в осенне-зимний период не впитывается в грунт, а стекает в прорытые за многие века русла и устремляется к морю. О силе таких водяных потоков я еще напишу, а пока упомяну лишь то, что большую часть года эти русла остаются сухими. В местах, где есть плодородные земли, ливийцы часто перекрывают такие русла плотинами и создают искусственные водоемы. Практически все крупные имеют свои собственные имена. Там, где вода не находит дорогу к морю образуются так называемые «себхи». Большая Советская Энциклопедия трактует это так : Себха, себка (араб.), название в Сахаре замкнутых бессточных понижений, покрытых солончаками. Грубо говоря, себха - это соляное болото, а когда вода высыхает - поверхность себхи превращается в идеально ровную дорогу. Крупные себхи не высыхают на протяжении всего года. Ездить по себхе людям, незнакомым с этой местностью, очень опасно. В некоторых местах вода высыхает не до конца и твердым становится только верхний слой. Машина может провалиться, а это практически верная смерть.
Итак, вернемся на шоссе Триполи-Бенгази. Следующий крупный населенный пункт на трассе – Хомс. По дороге проехали Карабулли и Каср аль-Хияр. Ничем особым эти населенные пункты мне не запомнились, разве только остались в памяти поля, засаженные оливковыми деревьями, да еще участок дороги по обеим сторонам которой на расстоянии по-моему километров сорока, росли деревья с яркими крупными цветами (по-моему олеандр) и мимоза, усыпанная крупными с советскую пятикопеечную монету мимозинами. Красотища необыкновенная! К сожалению, у моего «полароида» кончились кассеты, а в условиях блокады достать их было практически невозможно. Так что заснять все это великолепие, к сожалению, не удалось. Сейчас, в Росси, когда я виду мимозу на наших рынках я все время вспоминаю те цветы… Часто попадались поля, засаженные оливковыми деревьями
Не доезжая Хомса, мы сделали первую остановку. Свернули с шоссе налево и проехав около километра по петлявшей среди холмов дороге подъехали к небольшому кафе, с террасы которого открывался чудесный вид на холмы, поросшие олеандром и высоким кустарником. Остановились мы в основном из-за того, чтобы водитель отдохнул, а также для того, чтобы ливийцы, привыкшие принимать пищу где-то часов 10 утра, смогли позавтракать. Мы тоже с удовольствием перекусили. Во время беседы шеф глядя на открывающуюся картину сказал, что сюда, наверное, приезжает много народу отдохнуть, однако сопровождавший нас офицер (его звали Башир) сказал, что в этих местах осталось много мин еще с войны и никто не рискует ходить в эти холмы. Впрочем, про мины я уже писал и поэтому не хочу подробно на этом останавливаться, хотя возвращаться к этой теме придется еще не раз.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Страны Магриба ~ » Ливия (собственный опыт)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
Посетители за сутки:


Статистика Форума
Последние темы Популярные темы Активные пользователи Новые пользователи

Мила

8740 постов

Al-Hayat

5814 постов

esmergul

5743 постов

serge

4213 постов

katie

3546 постов

natali

2898 постов

Lola

2731 постов

Zeleni_ochi

2612 постов

Meleg

2606 постов

Katerina

2382 постов

vamberi1914

07 Апреля 2020

Smifast

25 Сентября 2017

putistine

03 Сентября 2015

Morgana

11 Марта 2014

Aheles-j2008

26 Февраля 2014

_Z@ik@_

12 Февраля 2014

rikane

02 Февраля 2014

hoko

27 Января 2014

tarik

24 Января 2014

Aleksandr_116

19 Января 2014

Google
 
Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов
Rambler's Top100 Gougle.Ru Рейтинг раскрутка сайта, поисковая оптимизация

Copyright www.al-hayat.ru © 2006-2024
Image Shack | Загрузить картинку Хостинг от uCoz