Приветствуем Вас Гость Регистрация | Вход

Пользуйтесь ТРАНСЛИТОМ - пожалейте глаза форумчан!

Понедельник
20 Мая 2024
13:03


Баннер
[ Новые сообщенияУчастникиПравила форумаПоискRSS ]
КАК ПОЛУЧИТЬ 21 999 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ НА СВОЙ САЙТ?
Грядущие события
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: serge, katie, Meleg, Mastool  
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Общий форум арабских стран ~ » История арабских стран (Изложение и обсуждение фактов из истории Арабских стран)
История арабских стран
sergeDate: Вторник, 18 Декабря 2007, 11:21 | Message # 1
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В Иране при шахской династии Каджаров, как и в иных, азиатских государствах проводниками конституционалистской мысли выступили тайное масонское конституционалистское общество, организовавшееся в Тегеране под именем «Ферамушханэ» («Дом забвения»). В 1859 году оно объединило персидскую знать, молодых интеллигентов, журналистов, политических деятелей. «Ферамушханэ» ставило своей целью добиваться индивидуальных свобод, равенства всех граждан, независимо от происхождения и вероисповедания. Поначалу сам шах Насер-эд-Дин был его активным участником. Но, почувствовав политическую опасность в выступлениях некоторых членов общества, он обрушился с угрозами на конституционалистов и сразу же приказал закрыть общество5. Конец XIX века ознаменовался в Иране созданием прослойки элиты, живо воспринявшей европейские технические достижения и философские доктрины. В коллаборационистскую игру с западом и его идеологическими моделями вступили сразу несколько слоёв иранского общества – формирующаяся техническая интеллигенция, военная феодальная аристократия, шиитское духовенство.

Проникновение либерального конституционализма в страны Человечества проходило синхронно по единой схеме. Зачастую оно предваряло прямую оккупацию. В 1861 в Тунисе была принята первая в арабском мире конституция. Правительство Хайраддина (1873-1877) проводило политику «просвещенного абсолютизма», поощряя образование, вводя твердые и во многом либеральные законы. Только это не помогло власти избежать потери государственного суверенитета. Уже в 1869 Тунис был вынужден признать за Международной финансовой комиссией полномочия управлять тунисскими финансами. В 1879-1880 годах между Италией и Францией развернулась дипломатическая борьба за Тунис. В 1881 французские войска оккупировали страну. Над Тунисом был установлен французский протекторат.

В 1876 году турецкие «новые османы» произвели дворцовый переворот и принудили султана принять конституцию, разработанную лидером «западников» Мидхатом-пашой. Однако разразившаяся российско-турецкая война ослабила позиции реформаторов, и воспользовавшийся чрезвычайным положением султан Абдул-Хамид II разогнал парламент, сместил Мидхат-пашу, отменил конституцию и ввёл режим жестокого террора, получивший название «Зулум» (гнёт, тирания)


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 18 Декабря 2007, 11:23 | Message # 2
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В 1906 году в Персии началась революция, одной из движущих сил которой было иранское духовенство. Однако её плодами воспользовались иранские либералы и конституционалисты, имевшие к тому времени в Иране твёрдые позиции. Власть шаха, до 1906 года абсолютная, отныне ограничивалась конституцией9. В Персии учреждалась конституционная монархия. Принятие конституции 1906 (Дополнения в 1907 г) явилось важнейшей вехой государственного развития Ирана, с ней фактически заканчивалась целая эпоха Средневековой шиитской Персии, начатая с правления шахов Сефевидов, и начиналась новая, в которой появились законодательные основы для вестернизированных буржуазных реформ. В 1911 году в Персии был принят закон о светском образовании европейского типа.

В Персии в отличие от других стран континента в революции активно участвовало духовенство. Одна активная часть духовенства ринулась в революционные преобразования, другая же активно им противилась. Часть духовенства ориентировалась на консервативную Россию и пыталась использовать революцию для целей духовенства, другая ориентировалась на Британию, была включена в масонские ложи и работала в связке с либералами. В любом случае война за преобразования проходила на чужом для духовенстве поле – поле конституционного процесса. По существу, либеральная персидская атлантистская интеллигенция добилась своих целей, организовав светское государство на основе романо-германской конституции.

Духовенство сумело отстоять некоторые шиитские догматы в построении Конституции, но Конституция по основным принципам обнаружилась скорее похожей на Конституции Германской Империи 1870 г. и Федеральную Конституцию Швейцарии 1848 г. Но гораздо более реальными оказались достижения и политические дивиденты иных участники конституционного процесса. Персидские либералы, а также стоящие за ними франкмасонские ордена10 и британские спецслужбы, отстроили структуру государственной власти Ирана по классическим европейским просвещенческим канонам. Первый раунд борьбы с модерном и наступающим Западом шиитское духовенство проиграло. Вторжение невиданного явления конституционалистской унификации и модерна шиитское духовенство (как единственная в Иране социально-политическая сила, реально отстаивающая принципы традиционного устройства Ирана) встретило неподготовленным. Государство Персия (Иран) после 1907 года оказалось построено по западным установлениям и законам.

Летом 1908 года в Турции произошла буржуазная революция. 3 июля в Македонии, в крепости Ресна, восстал гарнизон, поднятый офицерами-младотурками (прямой аналог русских декабристов) по сигналу центрального комитета этой партии. В ночь на 24 июля султан Абдул-Гамид, «халиф всех мусульман» был вынужден восстановить конституцию 1876 года11. Началась агония Халифата, как религиозной системы государственно-правового устройства мусульман-суннитов12. В 1924 году Кемаль Ататюрк объявит Халифат только символом турецкой нации, а в 1929 году отменит как устаревший проект, мешающий строительству вестернизированной секулярной Турции.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 18 Декабря 2007, 11:24 | Message # 3
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Проникновение европейской конституционной системы в различные мусульманские суннитские государства было во многом схожим. В арабских странах, превратившихся после раздела Турции в доминионы и протектораты колониальных государств по западноевропейским образцам были составлены конституции. Между двумя мировыми войнами были приняты Конституции Египта 1923 г., Ирака 1924 г., Ливана 1926 г., Трансиордании 1928 г., Сирии 1930 г.

Три важнейших знаменателя были залогом освобождения арабских стран от колониальной системы – арабский национализм, пробудившийся ещё в османские времена; арабский социализм в форме баасистских режимов в Египте, Сирии, Ираке, советского Йемена, Ливийской Джамахирии; третьей важнейшей составляющей пробуждения арабских государств была мусульманская религия.

В этих конституциях мы наблюдаем единую картину трансформации отношения Основных законов государств к традиционным ценностям: здесь к исламу и шариату. Первые конституционно-правовые системы молодых арабских государств экспортируются с Запада вместе с моделями вооружений, лекалами армейской формы, планами организации нефтяной промышленности. Впоследствии, когда левантийские государства встанут на ноги, воспринятые классические конституционные системы будут заполняться автохтонным содержанием – арабским социализмом и мусульманским правом. Современные конституции арабских государств представляют собой поразительную панораму «ползучей мусульманской консервативной революции в области права», в них практически произошло конституционное закрепление ислама и шариата13.

Максимального развития этот процесс достиг в Ливии. В ливийской декларации «об установлении власти народа» от 1977 года в ст. 2 провозглашается, что Священный Коран является Конституцией Народной Ливийской Арабской Джамахирии. В Ливии действительно отсутствует Конституция в общепринятом значении этого института. В «Зелёной книге» М. Каддафи, являющейся основополагающим государственным документом, сказано: «Религия, включающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, специально создаются человеком против человека и в силу этого не правомерны, поскольку они не основываются на естественном источнике – обычае и праве»14. Поразительно, что десятки правоведов из различных стран мира запросто называют «Зелёную книгу» ливийской конституцией. Большинство арабских стран провозглашают ислам государственной религией. В некоторых странах действуют правовые нормы исламского законодательства, а основным источником права считается Коран (Египет, Судан, Ливия, Йемен). Следование законам шариата – не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман.

Коран как конституция
В другой арабской фундаменталистской стране – Саудовской Аравии ислам является основой государственного строя, общественных, экономических и любых отношений. Базовая уставная книга Саудовской монархии «Основа систем власти» 1991 года гласит: «Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство. Его религия – ислам, Конституция – Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Пророка (да благословит его Аллах!)». Статья 48 утверждает: «Суды обязаны применять нормы исламского шариата при рассмотрении ими дел в соответствии с Кораном и Сунной, а также законами, декретированными правителем на основе Корана и Сунны». В Саудовской Аравии после смерти великого муфтия в 1970 году всю светскую и духовную власть в Королевстве взял на себя король. В качестве имама, главы саудовских мусульман Король осуществляет абсолютную теократическую власть в своём ваххабитском королевстве15. Если Коран – конституция, тогда что же такое либерализм? Риторический вопрос, хотелось бы задать его Д’Аламберу, если бы он был жив.

Американский учёный востоковед Ричард Коттом в исследовании причин иранской революции 1979 года построил научное уравнение о схожести двух авторитарных политических систем – СССР и Исламской Республики Иран. Р. Коттом проводит параллели сходства между исламской революцией в Иране и Великой Октябрьской Социалистической Революцией на том основании, что в обеих странах изменившаяся социополитическая элита подвергла преследованию буржуазных националистов, буржуазное конституционное право. Как шиитскую идеологию, так и ленинское учение Коттом характеризует как «утопические».

Он считал иранскую революцию авторитарной и популистской и утверждал наличие в СССР и ИРИ целого спектра общих социально-политических процессов. В СССР стержень политической структуры государства, её правящая элита ВКП (б) де юре находилась вне конституционного поля. До 1977 года деятельность ВКП (б) не была прописана ни в одной советской конституции. Конституции были, а руководящей партии не было. Конституции, построенные на новейших достижениях конституционной школы, не в коей мере не отражали реальную социально-политическую ситуацию в стране. Реальный властный субъект СССР развивался, руководил государством и строил новое общество как бы извне общих конституционно-правовых процессов, прописанных в ленинской и сталинской конституциях. Партийный деятель К. Радек иронизировал, что «партия продолжала работать как бы из подполья». Евразийская правовая школа (П. Савицкий, Н. Алексеев) называла подобное положение вещей «фокусничеством».

По аллюзии Р. Коттома в похожей ситуации оказались и поборники шиитской теократии в Иране. В начале становления исламского режима руководители Исламской Республики Иран, на словах признавая законность конституционных органов власти, в то же время сделали всё, чтобы реальная власть сосредоточилась вокруг небольшой группы религиозных деятелей – сторонников клерикальной теократии.

На практике шиитское духовенство во главе с имамом Хомейни, так организовало конституционный процесс, что конституционные органы, избираемые демократическим путём (президент, меджлис) оказались в полном подчинении у теократических органов назначаемых шиитским духовенством (Рахбара, Совета экспертов, Наблюдательного Совета).


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Вторник, 18 Декабря 2007, 11:26 | Message # 4
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Важнейшим моментом иранской «модернизации без вестернизации» (термин Али Шариати) было творческое восприятие шиитскими улемами института конституции как элемента модерна, Нового Времени и формирование ими Исламской Конституции Ирана 1979 года на принципах революционного шиизма Али Шариати и Рухоллы Хомейни.

Шариати выдвинул знаменитый консервативно-революционный лозунг «модернизация без вестернизации». Страны планеты должны перенимать западные технологии, а не идеологию, мораль, право18. Шариати считал, что правовые системы в различных географических условиях имеют различные юридическо-правовые формы. Западное конституционное право не цивилизационный эталон правовой модели, но результат специфической католико-протестантской версии римского права. Поэтому Ирану надлежит строить свою правовую систему на законах ислама и уникальной имамистской эсхатологии. Основываясь на этом принципе Шариати выдвинул фактический контр-проект иранского модерна, основанного на принципах радикального шиизма. Шариати в этом стремлении был не одинок. В соседнем Советском Союзе вовсю развивался и был в те годы на взлёте уникальный проект социалистического модерна, как мессианский контр-проект либеральному западному капиталистическому модерну. Его апологеты настаивали, что своими активными действиями каждый советский человек приближает коммунизм – советский постмодерн. Шариати и его последователи всерьёз утверждали и утверждают, что активное ожидание Сокрытого имама Махди способно привести к его скорейшему приходу.

В Ирана «аятолл» персидское духовенство добилось введения в Основной закон символов шиитской религиозной системы и в 1979 году навязало государству собственную систему правления, шиитскую теократию, обозначив её политкорректным термином «конституция». Исламская конституция Ирана окончательно развеяла либеральное содержание института конституции в мире. Конституцию Исламской Республики Иран 1979 года по праву можно назвать самой неконституционалистской конституцией в мире.


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Общий форум арабских стран ~ » История арабских стран (Изложение и обсуждение фактов из истории Арабских стран)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Посетители за сутки:


Статистика Форума
Последние темы Популярные темы Активные пользователи Новые пользователи

Мила

8740 постов

Al-Hayat

5814 постов

esmergul

5743 постов

serge

4213 постов

katie

3546 постов

natali

2898 постов

Lola

2731 постов

Zeleni_ochi

2612 постов

Meleg

2606 постов

Katerina

2382 постов

vamberi1914

07 Апреля 2020

Smifast

25 Сентября 2017

putistine

03 Сентября 2015

Morgana

11 Марта 2014

Aheles-j2008

26 Февраля 2014

_Z@ik@_

12 Февраля 2014

rikane

02 Февраля 2014

hoko

27 Января 2014

tarik

24 Января 2014

Aleksandr_116

19 Января 2014

Google
 
Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов
Rambler's Top100 Gougle.Ru Рейтинг раскрутка сайта, поисковая оптимизация

Copyright www.al-hayat.ru © 2006-2024
Image Shack | Загрузить картинку Хостинг от uCoz