Приветствуем Вас Гость Регистрация | Вход

Пользуйтесь ТРАНСЛИТОМ - пожалейте глаза форумчан!

Понедельник
20 Мая 2024
06:55


Баннер
[ Новые сообщенияУчастникиПравила форумаПоискRSS ]
КАК ПОЛУЧИТЬ 21 999 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ НА СВОЙ САЙТ?
Грядущие события
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Модератор форума: katie, Meleg, Mastool, tufi  
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Страны Аравии ~ » История Саудовской Аравии (История возникновения и развития государства Саудидов)
История Саудовской Аравии
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:35 | Message # 1
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Государство Саудидов возникло в Аравии в ХVШ в. на основе движения мусульманских реформаторов — ваххабитов. Это повествование есть не что иное как попытка в общих чертах рассказать о ваххабитской идеологии, причинах создания, развития, гибели и возрождении государства, которое сегодня именуется Саудовской Аравией. Повествование сосредоточивается на центральных, северных и восточных областях полуострова — Неджде и Эль-Хасе. Йемен и Оман остаются за его пределами не только потому, что они сохранили самостоятельное от Саудовской Аравии существование, но прежде всего в силу ясно выраженных особенностей (географических, исторических, этнических, религиозных), которые дают основание рассматривать их жителей как отдельные народы со своей судьбой. Святыни ислама Мекка и Медина были слишком заманчивой добычей для всех ближневосточных империй, чтобы Хиджаэ, где они расположены, сохранил независимость. Его общественно-политическое и хозяйственное устройство было примерно таким же, как Неджда, который практически не знал иностранного владычества, но положение провинции Омейядского или Аббасидского халифатов, Египта или Османской империи, а также ежегодные доходы от паломников делали Хиджаз отличным от соседей. Поэтому термин «аравийское общество» обозначает главным образом Неджд, колыбель ваххабизма и государства Саудидов, и прилегающие к нему районы к северу и востоку.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.

Сообщение отредактировал serge - Четверг, 28 Октября 2010, 13:48
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:39 | Message # 2
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Два песчаных моря: на севере — Большой Нефуд, на юге — Руб-эль-Хали — примерно определяют южную и северную границы Неджда. С запада на восток Неджд простирается от гор Хиджаза до побережья Персидского залива. Общий наклон территории идет с запада на восток. Климат отличают правильные колебания температуры — очень большая, но сухая жара летом и довольно сильный холод зимой. Часто бывают годы совсем без дождей. Но когда идут дожди, это смешанное благословение. Бурные сели, проносящиеся по долинам — вади, иногда приносят катастрофы. Самая известная долина вади Эр-Румма, которая начинается в Хиджазе, к северо-востоку от Хайбара, идет на восток примерно 360 км, поворачивает на северо-восток, пропадает в песках и затем появляется под новым названием Эль-Батин и кончается около Басры в Ираке примерно в 1 тыс. км от своего «истока». Другие известные вади — Ханифа, Эд-Давасир, а также Наджран. В вади подпочвенные воды подходят наиболее близко к поверхности, и там может быть жизнь. Как раз в вади Ханифа и появилось несколько больших оазисов, которые стали колыбелью ваххабизма и династии Саудидов. Саудиды — правящая королевская династия Саудовской Аравии с момента образования страны, которое произошло 23 сентября 1932 года. Саудиты являются потомками от воссоединения двух знатных аравийских родов ибн-Сауд и аль-Ваххаб 1744 года. Жизнь подавляющего большинства населения Неджда, Эль-Хасы, а также Хиджаза была в основном связана с двумя видами хозяйственной деятельности — поливным земледелием в оазисах и кочевым скотоводством. Не только засуха, но и редкие проливные дожди могли быть врагами земледельцев. Случалось, что мощные сели скосили верхний слой почвы вместе с посевами, разрушали жилища, уничтожая плоды многолетнего труда. Часто саранча пожирала все растущее и оставляла людей без средств к существованию. Продуктов питания у населения оазисов зачастую не хватало до нового урожая. В период продолжительной засухи некоторые колодцы пересыхали полностью. Тогда гибли посевы, сокращалась площадь обрабатываемых земель и высыхали даже финиковые пальмы. Некоторые оазисы исчезали навсегда, поглощенные пустыней. Повальные болезни (холера, чума) опустошали целые селения. Скотоводческое хозяйство аравийских кочевников разделялось на два типа. «Настоящими» бедуинами считались кочевники, которые по преимуществу или исключительно занимались разведением верблюдов, едва ли не самых универсальных из всех животных. Верблюжье молоко, свежее или кислое, сыр и масло шли в пищу, зачастую долгие недели бедуин мог жить только на молоке и молочных продуктах. В особых случаях животное закалывали и ели его мясо и жир. Из шерсти верблюда изготовляли ткани, шкура использовалась для различных поделок, навоз — на топливо, моча — для мытья и медицинских целей. Необычайно неприхотливый, выносливый, верблюд служил незаменимым транспортным средством при переходах через безводные местности

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:40 | Message # 3
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Тех скотоводов, кто преимущественно или исключительно занимался занимался разведением овец и коз, чаще всего называли шавия. Возможности перехода по безводной местности у них были ограниченны, поэтому они кочевали лишь на расстояние нескольких сот километров; близ пастбищ обязательно должны были находиться источники воды. Сравнительно небольшие расстояния перекочевок в местах с постоянными водными источниками позволяли овцеводам заниматься земледелием. Они прерывали кочевание в месяцы земледельческих работ, чтобы ухаживать за рощами финиковых пальм или за полями зерновых. Кочевое хозяйство в еще большей степени, чем оседлое, зависело от выпадения осадков. При обильных дождях степи и пустыни покрывались сочной травой, стада тучнели, кочевники процветали. Засухи, зимние холода, эпизоотии приводили к массовому падежу скота, голоду и вымиранию бедуинов. В крупных оазисах получило некоторое развитие профессиональное ремесло. Среди ремесленников (суннаа) были оружейники, кузнецы, медники, лудильщики, ювелиры, столяры и плотники, мастера по различным деревянным поделкам, строители, штукатуры, специалисты по изготовлению колес для водоподъемных сооружений, сапожники, швеи и злато-швеи, портные, изготовители мраморных ступок для кофе, плетельщики циновок. Наиболее многочисленную прослойку ремесленников составляли металлисты и оружейники. В узком смысле именно их называли «суннаа». Оружейники, впрочем, больше чинили привозное оружие, чем делали его сами. Такое положение сохранилось в большинстве арабских стран до наших дней. Часть ремесленников кочевала вместе с бедуинскими племенами. Они подковывали лошадей, чинили оружие и утварь, некоторые из них лечили скот. Кочевые суннаа и сами занимались скотоводством. В Аравии трудно было найти город в прямом смысле слова, для большинства жителей которого сельское хозяйство не было бы главным источником существования. Мекка представляла собой яркое исключение. Понятия «город» и «крупный оазис» в Аравии в большинстве случаев совпадали. Столицу будущего государства Саудидов — Эд-Диръию образовали несколько близко стоявших селений.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:40 | Message # 4
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Большая часть оседлых жителей Аравии относила себя к тем или иным родовым группам, считалась выходцами из определенного племени. Оседлые и кочевые соплеменники поддерживали тесные связи, которые могли сохраняться на протяжении многих поколений. Иногда в одних и тех же оазисах выходцы из разных племен жили в отдельных кварталах. Низшей ячейкой племени была семья. Иногда группа из трех-четырех семей, связанных между собой узами близкого кровного родства, владела «более или менее нераздельным имуществом. Несколько больших и малых семей составляли объединение, называвшееся хамуля, или джамаа. Джамаа это естественный союз хозяйств, члены которых состоят в близком родстве и считаются имеющими одного и того же джадда, т. е. праотца. Они объединены под властью старейшины, главы всего дома, наследующего власть родоначальника. Только в этих родственных союзах и подразделениях возможны корпоративная жизнь и безопасность в стране. Присоединившиеся чужаки считаются союзниками своих друзей. Вольноотпущенники становятся клиентами господствующего дома... Все они — "племянники" данной джамаа Джамаа в оазисах — братства, члены которых населяют несколько кварталов. Жители большинства поселений внутренней Аравии постоянно враждовали — джамаа против джамаа. Человеку, жившему вне такого объединения, безродному одиночке, приходилось тяжело, за его спиной не стоял коллектив, обязанный защитить его от посягательств на его жизнь и собственность. Особенно крепкими родственными связями отличались эмирские и шейхские семьи. Это придавало им больший вес и влияние. Их также часто объединяла общая собственность на землю и получаемые доходы. Большая семья сообща владела земельной и иной собственностью, вела нераздельное хозяйство под началом отца. После смерти отца происходил раздел имущества. Преимущественные права на наследство имел старший сын. Мелкие земледельцы, опутанные долгами, могли потерять собственность на землю, которая переходила к богатым ростовщикам и купцам. Землевладельцы сдавали крестьянам участки в аренду на различных условиях. Основным путем получения ренты была натуральная издольщина, размеры которой определялись обычаем. Захват в частное владение больших и малых источников воды позволял их хозяевам продавать воду и тем самым взимать поборы в свою пользу с орошаемой земли. Многие крестьяне, не имея своего рабочего скота, не могли самостоятельно пользоваться общественными колодцами или источниками, обрабатывать землю и вынуждены были арендовать скот. Большие доходы приносили знати различные поборы, налагаемые на население. Самым крупным из арабских племен (мы назвали бы его конфедерацией племен) считалось аназа, разделенные на три группы, в каждой из которых было примерно 60 тыс. мужчин. Под этой цифрой анонимный летописец подразумевал бедуинов, способных носить оружие. Аназа славились искусством верховой езды. Традиции взаимопомощи и солидарности были у них сильнее, чем у других племен. Бедуины славились гостеприимством. Пренебрежение его обычаями считалось страшным позором. Когда во время засухи часть подразделений аназа перекочевывала из Неджда в полупустыни Сирии, им помогали жившие там соплеменники

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:41 | Message # 5
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Как уже упоминалось, низшей ячейкой племени была семья. Низшей ячейкой племени была семья. Несколько семей близких или дальних родственников, помнивших или знавших общего предка, составляли небольшую родовую группу (джамаа). Широкая родовая группа охватывала семьи, объединенные отдаленным родством. Самое распространенное ее название — ашира. Ее члены были связаны строгими обязательствами и правами взаимопомощи и взаимоответственности. Во главе аширы стоял старейшина — шейх, иногда военачальник — акыд. Род также имел знатока и толкователя обычного права. У каждой аширы были собственное имя, тамга, военный клич, нередко родовое кладбище. Род мог принимать в свой состав и чужаков. Далее шло подплемя — группа родов, связанных вымышленными генеалогическими или фактическими родственными отношениями, а также политическим или военным союзом.
Следующей ступенькой общественной структуры кочевников было племя, которое чаще всего называлось кабила (кабиля). Оно имело свою территорию, некоторые диалектальные особенности в языке, специфические черты быта, культуры, верований, свою тамгу и военный клич. Соплеменники считали себя родственниками, происходящими от одного предка. Во главе племени стоял шейх, имелись также акыд и несколько знатоков обычного права — арифов. Группировки племен формировались по этническому (родственному) признаку и по политическим соображениям. Отношения между родственными племенами регулировались нормами обычного права — урфа. Каждое из таких племен присваивало себе какую-либо, территорию, которая образовывала его владение. В этом отношении отличаются они от земледельческих народов тем только, что их земли должны быть гораздо более обширными, чтобы на весь год обеспечить кормом их стада. Каждое из этих племен образует один или несколько лагерей, разбросанных по местности. Они постепенно меняют места стоянок на этой территории, по мере того как стада поедают весь корм вокруг лагерей. Значительная часть степных колодцев и водоемов также принадлежала бедуинским племенам. Отношения между различными родо-племенными подразделениями регулировались прежде всего с помощью важнейшего института обычного права — кровной мести. Среди бедуинов обычай кровной мести охватывал, как правило, родственников до пятой степени родства. Часто вся группа сородичей, на которую распространялась кровная месть, покидала свое племя и искала пристанища у могущественного шейха чужого племени. Затем они пытались договориться об уплате выкупа. Если убитый не принадлежал к аристократии, то его родственники соглашались на выкуп. В разных районах и племенах размеры выкупа были различны, но значительны. В выплате участвовали все родственники убийцы. Шейхская же верхушка за смерть сородича требовала уплаты кровью. Весь род помогал выкупать из плена своих членов. Состоятельные бедуины в случае нужды помогали беднейшим. Они же делали своим менее обеспеченным сородичам подарки продуктами, тканями, скотом, устраивали угощения. Таким образом они завоевывали себе популярность. Прослыть скупым было позором для представителя знати. Зато щедрость причислялась и самым высоким добродетелям.. Бедуины при отсутствии сильной централизованной власти постоянно совершали грабительские набеги — газув. Объектом грабежа чаще всего был скот, но также и лагерное снаряжение, утварь, оружие, одежда, рабы у купцов отбирали товары, у оседлых жителей — различные земледельческие продукты и утварь


Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:41 | Message # 6
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Существовало различие между газув и настоящей войной из-за пастбищ и колодцев. Но эти два вида военных действий постоянно переплетались. Однако война между двумя племенами редко продолжалась долго, легко заключался мир, но его нарушали по малейшему поводу. Способ ведения войны — партизанский, генеральные сражения редки: захватить противника врасплох в результате внезапного нападения, ограбить его лагерь — главная цель обеих враждующих партий. Вот почему их войны обычно бескровны. Врага атакуют обычно превосходящим числом, и он уступает без боя. Ужасные последствия кровной мести предупреждали многие кровавые конфликты. Грабительские набеги обогащали племенную верхушку. Именно ей шла большая или лучшая часть добычи. Во главе набегов становились или шейхи или военачальники — акыды. Даже если шейх не участвовал в набеге, ему «отчисляли» его долю. Постоянные грабежи и набеги в Аравии, естественно, наносили ущерб, хозяйству, производительным силам. Бывало, что набеги не обходились без кровопролития, а приводили к жестоким, истребительным войнам. В результате разгрома могли погибать или вымирать целые роды и. племена. Военные силы различных племен и их подразделений часто зависели от характера их хозяйственных занятий, а не только от доблести бойцов, таланта и мужества руководителя. Именно верблюдоводы, т. е. «настоящие» кочевники, обладали наибольшей военной мощью. Верблюды позволяли передвигаться по безводным пустыням быстро и на большие расстояния, концентрировать силы и наносить внезапные удары, а в случае неудачи уходить от преследования в пустыню — убежище, недоступное для противников. Верблюдоводы совершали самые удачные набеги, чаще выходили победителями из крупных сражений и были соперниками только друг для друга. Именно племена или подразделения верблюдоводов в общем балансе потерь и приобретений в результате набега оказывались в выигрыше, а полукочевники-овцеводы проигрывали. В открытом поле по большей части пасовали перед «настоящими» бедуинами и оседлые. Безопасность их торговых связей, скота, который выпасали в степи или полупустыне, пашен или пальмовых рощ, не защищенных стенами, зависела от взаимоотношений с бедуинами. Сильные племена бедуинов-верблюдоводов навязывали выплату дани более слабым племенам, главным образом овцеводам, и оседлому населению. Набег служил одним из методов принуждения к даннической, а иногда и вассальной зависимости. С древних времен выплата полукочевым и оседлым населением дани бедуинам облекалась в патриархальную оболочку, принимала видимость вознаграждения за защиту и покровительство. Поэтому дань получила название «братство», «побратимство». Бедуины облагали пошлинами, также именуемыми «хува», караваны торговцев и паломников. Ибн Бишр для обозначения этих поборов употребляет слово того же корня — «ихават».

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:42 | Message # 7
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Определенную обычаем плату бедуины получали также за «покровительство» бродячим ремесленникам и торговцам. Среди других плательщиков дани могущественным бедуинским племенам были так называемые низшие племена Аравии — сулубба (слейб), хитайм, шарарат и их ответвления. Вследствие особого исторического развития они оказались разбиты на ряд родовых подразделений, почти не имевших собственной территории, рассеянных по всему полуострову небольшими группами, что определяло их слабость. По большей части они кочевали на чужой территории вместе с хозяевами земли. Члены «низших» племен становились для бедуинов объектами беспощадной эксплуатации и вымогательства. Рабов (абдов) доставляли на полуостров по большей части из Восточной и Центральной Африки. Их захватывали и закупали специальные экспедиции работорговцев или продавали паломники, стремившиеся покрыть расходы на посещение «святых городов». Торговля рабами сосредоточивалась преимущественно в Мекке, но велась и в других городах, в частности в Хуфуфе и Маскате. В Аравию поступало, видимо, несколько тысяч рабов в год. В исключительных случаях в рабов обращали и арабов. Дети невольников (мувалиды) иногда сохраняли то же общественное положение, что и родители. Больше всего рабов было сосредоточено в центре работорговли — Хиджазе, где каждая более или менее состоятельная семья стремилась приобрести невольников. За пределами Хнджаза рабов имели только богатые семьи Рабы выполняли самые тяжелые и грязные работы. В кочевом племени они пасли скот, доставляли воду, ставили и снимали шатры, собирали топливо. Рабский труд использовался также в земледелии и ремесле, но очень ограниченно... Основная сфера его применения — домашнее хозяйство, где рабы были слугами, стражниками и домоправителями. Невольники, особенно мувалиды, становились как бы неравноправными членами семьи хозяина. Иногда они могли даже наследовать имущество хозяина. Рабыни, главным образом в среде городской знати, использовались как наложницы. Их дети обычно становились свободными, так же как и они сами после смерти хозяина. Будучи бесправными и униженными в социальном плане, в экономическом отношении рабы могли жить лучше полуголодных кочевников или крестьян. Им доставалась часть доходов знати. Многие рабы получали свободу, становясь вольноотпущенниками, которых также называли абдами. Это относилось не только к наложницам и их детям. Численность «наследственных» рабов была незначительной.В бедуинских племенах процесс освобождения невольников шел более интенсивно, чем у оседлых.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:42 | Message # 8
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
По истечении определенного времени бедуины всегда отпускали рабов на волю и женили на женщинах того же цвета кожи. Основная масса вольноотпущенников занималась земледелием. Они были лишены земли, поэтому становились арендаторами-издольщиками, чаще всего у оседлой и кочевой знати (иногда и целых кочевых племен). Шейх внутри племени был в первую очередь патриархальным старейшиной коллектива и распорядителем хозяйственной деятельности. Он руководил основными перекочевками племени, распределением пастбищ и колодцев, выбирал место и определял время разбивания лагеря. Шейх мог быть судьей или арбитром в возникавших внутри племени спорах недоразумениях и тяжбах в вопросах семьи, брака, быта, надзирал за соблюдением племенных обычаев, особенно связанных с кровной местью следил за возвращением украденного имущества. Он представлял племя в сношениях с внешним миром и от имени племени принимал почетных гостей. Шейх мог быть военным предводителем, мог объявлять войну и заключать мир Важнейшие решения шейх принимал после консультаций с представителями племенной знати или племенным советом — маджлисом. Шейх не мог объявить войну или заключить мир без предварительного совещания с наиболее авторитетными членами племени; если он хотел разбить лагерь, то должен был узнать их мнение. При этом в расчет принимались голоса главным образом знатных.. В случае смерти или физической немощи шейха вместо него выбирали нового. К числу необходимых для главы племени качеств относились щедрость, мужество, ум н благоразумие, богатство (скот и земля). Он должен был иметь многочисленных сторонников в лице родственников. В принципе шейхом мог стать любой бедуин, но уже по перечисленным требованиям, предъявляемым к претенденту на это место, можно судить, что беднякам путь к власти в племени был закрыт. В большинстве случаев титулатура шейха на протяжении десятилетий, а то и столетий оставалась за одной и той же аристократической семьей. После захвата власти в оазисах выходцы из кочевой знати отрывались от своих племен и превращались в оседлых феодальных правителей. При этом их эксплуататорские устремления по отношению к «своему» земледельческому населению сталкивались с интересами бедуинов как сборщиков дани. Став частью оседлой знати, бывшие бедуинские шейхи защищали свои владения и доходы от покушений со стороны кочевников. Таковы по происхождению и эмиры Эд-Диръии — Саудиды, и правители Хаиля — Рашидиды. Наконец, могущественный оседлый правитель в союзе с некоторыми кочевыми племенами или самостоятельно совершал набеги на соседних кочевников, грабил их. иногда принуждал к выплате дани. Так действовали в пору своего могущества Саудиды и Рашидиды, в рамках же государства Саудидов — аль-Мудайфи, правитель Эт-Таифа и вождь некоторых хиджазских бедуинских племен, а также эмир Асира Абу Нукта. То же самое в принципе можно сказать и о шерифах Мекки.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:43 | Message # 9
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Правители аравийских оазисов именовались по-разному. Наиболее часто встречаются титулы эмир или шейх, но также сахиб, вали, кабир, сейид. При этом никакого сколько-нибудь четкого разграничения в употреблении этих титулов ни у аравийских летописцев, ни у европейских путешественников найти невозможно. Правитель Мекки получал власть с согласия наиболее влиятельных шерифских семей и с формальной санкции османского султана. Мекканское войско состояло из нескольких сот абдов и наемных солдат. Обладая большими средствами, шериф в случае нужды мог увеличить его численность. Чиновниками шерифа были, как правило, рабы. Из их числа он назначал своего наместника (называемого везиром) в Джидду и таможенного чиновника. Шериф всегда стремился заручиться расположением соседних с Меккой кочевых племен. Своих детей шерифы отдавали на воспитание бедуинам. Среди них будущие воины или правители вырастали крепкими, выносливыми, энергичными, а главное — приобретали друзей и союзников для будущей борьбы за влияние и власть. Опорой феодальной власти в оазисах была гвардия рабов. Полностью зависимая от хозяина, не связанная с местным населением, она служила орудием систематического насилия знати против простого люда. При этом абды — воины, полицейские, чиновники, наместники — занимали привилегированное положение, получали большие доходы, превращались практически в часть правящего класса, хотя и в особую часть с урезанными правами. Приобретая в ряде случаев большой вес и влияние, эта прослойка рабов претендовала порой на высшую власть и захватывала ее. В Аравии именно бедуинов-верблюдоводов считали благороднейшими представителями рода человеческого. Сами они были твердо убеждены в своем превосходстве над оседлым и полуоседлым населением. Единственным достойным себя занятием бедуины считали набег, разведение верблюдов, караванный извоз и иногда торговлю. В бедуинских племенах «голубой крови» пастухи-овцеводы занимали приниженное положение и уважением не пользовалисьСледующими на ступеньке кастовой лестницы стояли овцеводы, которые свысока глядели на оседлых. За ними шли земледельцы, если они не имели возможности возвести свою генеалогию к благородным предкам. Кастовое неравенство этих групп населения закреплялось отсутствием между ними устойчивых брачных связей. Беднейший бедуин редко соглашался выдать свою дочь замуж за состоятельного феллаха. Над тремя прослойками аравийского населения, имевшими различную степень «голубизны» крови, возвышалась знать. Она считала себя настолько же выше рядовых кочевников, насколько те превосходили «благородством» земледельцев

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:43 | Message # 10
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Кровь членов шейхских фамилий либо (обычно у бедуинов) вообще не имела цены, либо (чаще у полукочевников) стоила дороже крови простого соплеменника, шейхи отдавали своих дочерей шейхам чужих племен и сами женились только на дочерях шейхов, причем брачный выкуп, принятый в шейхской среде, значительно превышал обычный. «Низшие» племена (сулубба, хитайм, шарарат) были париями, отверженными аравийского общества. Назвать кого-либо другого их племенным именем значило нанести ему тяжелое оскорбление. Члены «низших» племен должны были проявлять знаки почтения к «благородным» арабам. Те, в чьих жилах текла «благородная кровь», никогда не вступали в брак с «низшими». О происхождении этих племен рассказывали позорящие их легенды. Это не мешало юношам из знатных фамилий, пользуясь большой свободой нравов в «низших» племенах, заводить там любовниц. В аравийском обществе ремесленников (суннаа) презирали в еще большей мере, чем «низшие» племена. Занятие профессиональным ремеслом, особенно ткачеством, было самым последним делом для араба. Слово «ремесленник» было оскорбительным. С суннаа часто гнушались вступать в брачные отношения даже члены «низших» племен. Некоторые ремесленники (в частности, кузнецы) образовали обособленную касту, рассеянную по всему полуострову, и считали себя членами одного племени. На самой низкой ступени общественной лестницы находились абды — рабы и вольноотпущенники.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.

Сообщение отредактировал serge - Четверг, 28 Октября 2010, 13:44
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:45 | Message # 11
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
С XVI в. постоянным фактором аравийской политики стали турки. Вскоре после захвата ими Египта наступила очередь Хиджаза, а затем Йемена, Эль-Хасы и других районов Аравии. В Джидду, морские ворота Мекки, Порта назначала своего пашу. Небольшие турецкие гарнизоны временами находились в Мекке, Медине, Джидде и некоторых других пунктах. Из Стамбула в Мекку и Медину посылали отдельных чиновников. Все же власть турок в Хиджазе была, скорее, номинальной, и местные правители во внутренних делах, как правило, пользовались широкой автономией. К началу XVIII в., после поражения под Веной в 1683 г., Османская империя вступила в полосу заката. Хотя на востоке в первые десятилетия XVIII в. турки смогли одержать верх над персами, это не меняло общего положения. Османская империя еще владела обширными территориями в Европе, Азии и Африке, где были сосредоточены огромные природные богатства и людские ресурсы. Однако основа турецкого могущества — военно-феодальная система — неумолимо разрушалась. Падала боевая мощь янычар, которые обзаводились семьями, занимались ремеслами, торговлей. Былая дисциплина солдат и чиновников Османской империи сменилась распущенностью и коррупцией. Провинции Османской империи приобретали все большую самостоятельность, оказывались во власти полунезависимых хищных феодальных группировок. Не удивительно, что в этих условиях Порта потеряла реальную власть и над аравийскими территориями. В начале XVIII в. экономическое положение Хиджаза ухудшилось. В результате страшного голода Мекка обезлюдела. Борьба за власть, внутренние неурядицы в ней усилились настолько, что рейды во внутренние районы Аравии стали не по силам хиджазцам. Последние крупные походы на Неджд были предприняты в середине 20-х годов XVIII

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:45 | Message # 12
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Крупных объединений, которые бы играли роль доминирующей силы, в Неджде не было. Отдельные оазисы и племена бедуинов сохраняли самостоятельность. Даже оазисы-города Аяйна, Эд-Диръия, Эр-Рияд, которым суждено было сыграть важную роль в борьбе за гегемонию в Неджде, вряд ли поднимались над средним уровнем. Их преимущество заключалось в том, что все они были расположены в районе Арида, центральной провинции Неджда, где скрещивались торговые пути. Но одного лишь выгодного географического положения было мало, чтобы именно они могли стать центром всенедждийского, а тем более всеаравийского государственного объединения. У них были соперники в Касиме, Эль-Хардже, Джебель-Шаммаре. Положение в центральной части Неджда в первые десятилетия XVIII в. характеризовалось равновесием сил между основными противниками. Эд-Диръия только-только выходила из периода внутренней неустойчивости, смут и борьбы за власть внутри правящей знати. Убийства и предательства следовали одно за другим, пока, наконец, во втором десятилетии эмиром оазиса не стал Сауд иби Мухаммед ибн Микрин, основатель династии Саудидов. Некоторые Саудиды считают себя выходцами из племени бану ханифа. Другие позволят свою генеалогию к самому многочисленному и могущественному племени Центральной и Северной Аравии — аназа. Правление Сауда было недолгим. В июне 1725 г. он умер, и после его смерти верховенство в оазисе отчаянно оспаривали несколько соперников. Их борьба сопровождалась взаимным предательством и убийствами. Наконец место Сауда занял его двоюродный брат Зайд. Правители Аяйны в те голы были заняты войной с соседями — Манфухой и Садиком, а также с окрестными племенами бедуинов. Военные действия не выходили за рамки рейдов местного значения. В 1725/26 г. Аяйну опустошила эпидемия холеры. Этим воспользовался Зайд, который в следующем году выступил против обезлюдевшего оазиса. Эмир Аяйнм Мухаммед ибн Муаммар выразил готовность подчиниться ему, но, заманив диръийцев к себе в дом, убил Зайда. Мухаммеду ибн Сауду с группой воинов удалось спастись. Он и стал эмиром Эд-Дирьии. В конце 30-х — начале 40-х годов власть в Эр-Рияде захватил смелый и энергичный Даххам ибн Даввас, который в течение десятилетий оставался самым упорным и беспощадным противником Эд-Диръии. Основатель религиозного и общественно-политического течения в Аравии, названного ваххабизмом, родился в Аяйне в 1703/04 г. в семье богослова. Его отец, Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман, мусульманский судья (кади), был первым учителем своего сына. Его брат, Сулейман ибн Абд аль-Ваххаб, рассказывал летописцу Ибн Ганнаму, что в детстве будущий основатель нового мусульманского течения проявил большие способности и выучил Коран, не достигнув десяти лет. Мальчик познакомился с толкованием Корана (тафсиром) и преданиями о жизни пророка (хадисами). В 12 лет Мухаммед уже достиг зрелости, и Абд аль-Ваххаб женил его. После женитьбы будущий вероучитель с разрешения отца совершил паломничество в Мекку. В последующие годы он два месяца провел в Медине и вернулся домой. Он много путешествовал по «соседним странам», побывал несколько раз в Хиджазе и Басре, затем жил в Эль-Хасе. В Медине его учителем был некий Абдаллах ибн Ибрагим ибн Сайф, один из знатных людей оазиса Эль-Маджмаа в Судайре. Когда Ибн Абд аль-Ваххаб находился в Басре, он обратился с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе. Он «проповедовал свое учение знати и другим людям, но был изгнан». По пути из Басры в Эз-Зубайр он едва не погиб от жажды, но был спасен одним из жителей Эз-Зубайра. Ибн Абд аль-Ваххаб затем жил некоторое время в Эль-Хасе у богослова Абдаллаха ибн Абд аль-Латыфа. Вероучитель намс ревался совершить путешествие в Сирию, но у него не хватило денег, и тогда он направился в Хураймалу, оазис в Неджде. В 1726/27 г. сюда переселился его отец Абд аль-Ваххаб из-за ссоры с новым правителем Аяйны, захватившим власть после смерти прежнего эмира — покровителя богослова. Хураймале вероучитель с новой энергией стал проповедовать свои идеи и даже спорил с отцом. Он провел в оазисе несколько лет. В этот период им была написана «Книга единобожия». «Дело шейха, — писал Ибн Ганнам, — прославилось по всему Ариду — в Аяйне, Эд-Диръии, Манфухе... Люди разделились на его врагов и друзей...».

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:47 | Message # 13
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
В 1740/41 г. умер Абд аль-Ваххаб, и Мухаммед стал кади вместо отца. Хураймала в то время была поделена между двумя подразделениями одного племени, возможно, независимыми друг от друга. Проповеди вероучителя вызвали недовольство части жителей оазиса. .. Они были известны своим развратом, а Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда они убить шейха. Проповедник случайно спасся и был вынужден бежать в Аяйну. Вероучитель прожил в Басре четыре года. В течение пяти лет он находился в Багдаде, где женился на богатой женщине. Она умерла, оставив ему 2 тыс. динаров. Год он был в Курдистане, два года — в Хамадане, после чего отправился в Исфахан. Это случилось в начале правления Надир-шаха, т. е. в 1736 г. Там в течение четырех лет будущий проповедник изучал аристотелевскую философию и суфизм и даже преподавал суфизм. Затем Ибн Абд аль-Ваххаб отправился в Кум. Побывав в Куме, он вернулся в Анйну. Долгие путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба и упорные занятия богословием оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения. У него была возможность познакомиться с культами и верованиями Аравии и соседних стран, определить свое отношение к ним, изучить богословские науки, толкование Корана, хадисы и комментарии к ним и почерпнуть аргументы для создания своего учения. Оно стало выразителем определенной линии в развитии ислама, наложенной на конкретные условия социально-политической и духовной жизни Ближнего и Среднего Востока в целом и Центральной Аравии в частности. Официальным толком ислама в Османской империи стал ханифизм, хотя признавались и другие толки. Окончательное оформление религиозной системы здесь относится к XV — XVI вв. Османский султан присвоил себе титул халифа, т.е. духовного главы всех мусульман, укрепив тем самым свой авторитет. Богословы (улемы) были одной из самых влиятельных групп населения империи. На них опиралась Порта в делах религиозных, юридических, в области образования и интеллектуальной жизни. Во главе иерархии богословов стоял стамбульский муфтий — шсйх-уль-ислам. равный по рангу великому вазиру. Вслед за ним шли два кади-аскера, затем другие высшие богословы. Порта пыталась контролировать улемов через систему утверждения местных кади (судей), осуществлявших надзор за юридическими и административными делами, и мухтасибов, следивших за моралью верующих и надзиравших за цеховыми организациями ремесленников и купцов

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:48 | Message # 14
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Добросовестное изучение с раннего детства мусульманской теологии, стремление к очищению религии и изменению общественной жиэнм в соответствии с идеалами ислама, особым образом истолкованными, — таким представляется путь формирования мировоззрения Ибн Абд аль-Ваххаба. Можно предположить, как он объяснял себе неустроенность и безобразие окружающего мира: люди забыли настоящий ислам, отсюда всеобщее падение нравов, за которым следуют политические неурядицы и экономический хаос, упадок и разрушение. Для спасения погрязшего в грехах мира необходимо очистить религию, вернуть ей форму, в которой она существовала в первые три века ислама. Такова субъективная сторона дела. Степень искренности побуждений Ибн Абд аль-Ваххаба можно не принимать во внимание. Важнейшая идея, которую вынашивал вероучитель во время своих путешествий и занятий богословием. — это единобожие, «ось ислама». По его мнению, единобожие — это убеждение в том, что одни Аллах — творен данного мира, его господии, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо ни был близок к нему. Лишь в руках Аллаха способность совершать добро и зло. Нет никого, кто был бы достоин возвеличивания или поклонения, за исключением Аллаха . Однако исламский мир, по мнению ваххабитов, отошел от этих принципов единобожия. Люди предаются новшествам (бида) — самому страшному из грехов. Они наделяют творения Аллаха его способностями и атрибутами. Например, они совершают паломничество к мавзолеям мусульманских святых, дают им обеты, приносят жертвы, просят их о помощи, убежденные, что святые могут сделать добро или причинить зло. Атрибуты Аллаха придаются даже растениям и камням, что не может совмещаться с истинным единобожием. А раз нельзя «давать богу товарища» или наделять божественными атрибутами его творения, то соответственно должен регламентироваться и культ, в котором также отвергаются все «новшества». Можно приносить жертвы только Аллаху, утверждали ваххабиты. Нельзя взывать о помощи ни к кому, хроме Аллаха. Нельзя просить заступничества ни у кого, кроме Аллаха. Ангелы, пророки (посланники Аллаха), праведники, святые не могут быть заступниками перед богом за грехи мусульман. Нельзя давать обет не Аллаху.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:55 | Message # 15
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых. Нельзя строить мечети над могилами. Нельзя чрезмерно ухаживать за могилами и превращать надгробия в идолы. Святым нужно оказывать уважение и почет, но не поклоняться им. Особое отношение было у ваххабитов к Мухаммеду, пророку и основателю ислама. Оки считала его обыкновенный человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии. Но его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться, у него ничего нельзя просить. Нельзя поклоняться его могиле, однако ее можно посещать без каких-либо просьб. К нему нельзя взывать о помощи. У Мухаммеда нельзя просить никакого заступничества. Однако в Судный день он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Места, связанные с жизнью Мухаммеда, нельзя делать объектом поклонения. Все виды поклонения и верований, противоречащие этим установкам, считались «ширком», т. е. многобожием. Иби Абд аль-Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей, хотя особого акцента на этом не делал. Он осудил также такие языческие пережитки, как заклинания, амулеты, талисманы. Ислам, по мнению ваххабитов, имел своими источниками только Коран и сунну. Они признавали четырех имамов, основателей правоверных школ суннизма, а также Таки ад-Дина ибн Таймийю и Ибн аль-Кайима. «Ваххабизм» — название, данное этому движению его противниками или же просто неаравийцами, — устоялось в востоковедческой литературе. Сами себя последователи Ибн Абд аль-Ваххаба именовали «единобожниками» или просто «мусульманами» и никогда — «ваххабитами». Ибн Абд аль-Ваххаб был не единственным, кто почувствовал потребность в обновлении ислама в Аравии той эпохи. Ведь не случайно же какое-то идеологическое оружие для изменения религии готовил его мединский учитель Абдаллах ибн Ибрагим ибн Сайф. Богослов из Саны, Мухаммед ибн Исмаил (умер в 1768/69 г.), в своих сочинениях выступал в защиту «истинной» религии. Когда он узнал о проповеди Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, то написал в его честь хвалебную поэму (касыду). Должен однако сказать, что данное повествование не ставит целью подробное изложение и анализ ваххабитского учения…

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 13:56 | Message # 16
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Когда Ибн Абд аль-Ваххаб переехал в Аяйну в 1740/41 г., он поспешил завоевать расположение эмира Османа ибн Хамада ибн Муаммира. «Я хочу, чтобы ты занялся распространением единобожия и завладел Недждом и его бедуинами», — сказал он ему, по сообщению летописца. Это предложение устраивало эмира. Вскоре семейства Ибн Абд аль-Ваххаба и правителя Аяйны породнились. Для практического осуществления догматов ваххабизма они принялись уничтожать местные святилища. Ибн Абд аль-Ваххаб собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным. Затем настала очередь могилы одного из сподвижников пророка — Зайда ибн аль-Хаттаба, похороненного в местечке Эль-Джубайль. Это было местное святилище, куда стекались паломники. Жители оазиса хотели бы воспротивиться уничтожению своего святилища, но за проповедником шел Осман с шестьюстами воинов. Надгробие разрушил сам Ибн Абд аль-Ваххаб. Когда известия об этих и других деяниях Ибн Абд аль-Ваххаба дошли до правителя «Эль-Хасы, Эль-Катифа и окрестных кочевников» Сулеймана ибн Хамада ибн Гурайара аль-Хумайди, он приказал Осману убить шейха, а в случае отказа пригрозил отрезать снабжение продовольствием и одеждой и лишить его доходов. Причину действий Сулеймана аль-Хумайди можно объяснять давлением на него местных улемов, недовольных популярностью нового учения, подрывающего их позиции. Среди населения Эль-Хасы были шииты, резко враждебные ваххабизму. Кроме того, видимо, вождь бану халид опасался растущей мощи ваххабитов, видя в них угрозу своей власти. Однако эмир Аяйны не решился или, быть может, не захотел расправиться с влиятельным вероучителем и выслал его. Ибн Абд аль-Ваххаб обосновался в Эд-Диръии в 1744/45 г. В этом оазисе у него была группа последователей, среди которых два брата местного эмира Мухаммеда ибн Сауда, а также жена эмира. Вероучитель остановился у одного из своих учеников и немедленно установил связи с правителем Эд-Диръии. Братья эмира и его жена способствовали их сближению. Мухаммед ибн Сауд, питавший честолюбивые военные планы, был уже знаком с учением известного богослова и оценил перспективы ваххабизма. Желание вероучителя, заинтересованного в военной поддержке, и честолюбивого эмира, нуждавшегося в религиозной поддержке, объединить усилия, оказалось взаимным, и союз был заключен. Вслед за Ибн Абд аль-Ваххабом в Эд-Диръию перебралось много его последователей из Аяйны и других оазисов Неджда.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 14:04 | Message # 17
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Столица будущего обширного саудидского государства в то время влачила жалкое существование. Ибн Сауд не мог обеспечить ближайших учеников Ибн Абд аль-Ваххаба даже питанием. Вероучитель мог воздействовать лишь силой убеждения. Своих последователей и приверженцев Ибн Абд аль-Ваххаб знакомил с догмами учения и внушал им идею о необходимости священной войны против «неверных». Военные действия ваххабитов не отличались от обычной междоусобицы оазисов-государств. Стремительный набег, засада с несколькими десятками воинов, несколько десятков верблюдов или овец, захваченных в случае успеха, срубленные пальмы, разграбленное поле или несколько жилищ — таковы были «достижения» диръийцев в первые годы после приезда к ним Ибн Абд аль-Ваххаба. Неизменными союзниками диръийцев были воины Аяйны во главе с Османом ибн Муаммаром. Первые годы объединенными силами даже командовал эмир Аяйны. Осман ибн Муаммар породнился с Саудидами, выдав дочь замуж за Абд аль-Азиза ибн Мухаммеда. (Их сын Сауд, при котором ваххабиты достигнут зенита могущества, родился в 1748 г.) Однако смертельная вражда между родственниками — явление слишком обычное для Аравии, чтобы можно было удивляться последующему развитию событий. В соперничестве правителей Эд-Диръии и Аяйны решающее значение имела позиция вероучителя, а он не забыл своего изгнания из Аяйны. Эмира Аяйны обвиняли и в том, что он вступил в тайную переписку с правителем Эль-Хасы Мухаммедом ибн Афаликом и готовил измену. В июне 1750 г., после пятничной молитвы, он был убит ваххабитами — жителями своего оазиса. Правителем стал его родственник Мишари ибн Ибрагим ибн Муаммар, зависимый от Эд-Диръии. Еще через десять лет Аяйна окончательно потеряла независимость. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб сместил Мишари, поселив его вместе с семьей в Эд-Диръию, а на его место назначил человека, полностью покорного Саудидам. Вероучитель лично прибыл в Аяйну и приказал разрушить семейный замок Ибн Муаммаров . В 1755 г. Абд аль-Азизу с 800 пехотинцами и 20 конниками удалось взять Хураймалу. Сулейман бежал в Судайр.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 14:05 | Message # 18
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Основным соперником Саудидов оставался Даххам ибн Даввас, эмир Эр-Рияда. Взаимные набеги отрядов из Эд-Диръии и Эр-Рияда проводились почти каждый год. Вместе с Даххамом попеременно выступали жители областей и оазисов Вашма, Судайра, Садика, Хураймалы. Экспансия Саудидов продолжалась ускоренными темпами, и к концу 60-х годов ваххабиты полностью покорили Вашм и Судайр, атаковали оазис Эз-Зильфи, расположенный к северо-востоку от богатой недждийской провинции Касим, совершили рейды против кочевников к югу и постоку от Неджда. Некоторые подразделения кочевых племен субай и зафир подчинились ваххабитам. В таких условиях положение Эр-Рияда, окруженного со всех сторон вассалами или союзниками ваххабитов, становилось безнадежным. В одной из схваток диръийцы убили двух сыновей риядского эмира Даххама. Боевой дух старого риядского эмира был сломлен. Когда летом 1773 г. ваххабиты подошли к Эр-Рияду, они обнаружили, что город покинут жителями. Риядский эмир вместе с семьей бежал. Его примеру последовала большая часть жителей, не напрасно опасавшихся мести своих старых противников. Многие из риядцев погибли в пути от жары и жажды, многие пали под мечами ваххабитов. Власть Саудидов держалась не только на силе оружия. В каждый присоединенный оазис из Эд-Диръии направляли ваххабитских улемов, которые проповедовали «истинное единобожие». Часть населения Неджда начинала видеть в Эд-Диръии не только столицу сильного эмирата, но и духовный центр, а в диръийских правителях — не только могущественных эмиров, но и борцов за чистоту веры. Нельзя забывать, что улемы и просто сторонники ваххабизыа в эмиратах, враждебных Эд-Диръии, разлагали изнутри силы сопротивления, часто раскалывали аристократию, привлекали на свою сторону часть народа и, кроме того, выполняли функцию прямых шпионов Саудидов. Не случайно Даххам разрывал союз с ваххабитами тогда, когда замечал их растущее влияние на своих подданных. Военной мощи ваххабитов, соединенной с религиозным убеждением, он мог противопоставить только свое слабеющее оружие и террор. В целом же, несмотря на все усилия, Саудиды с большим трудом ломали сопротивление независимых эмиров. Силы децентрализации, раздробленности, племенной анархии давали о себе знать, и должно было пройти десять-двенадцать лет после падения Эр-Рияда, чтобы Неджд оказался целиком под властью Эд-Диръии.

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 16:59 | Message # 19
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
После присоединения Эр-Рияда главным противником Саудидов в Неджде стал Зайд ибн Замиль, храбрый и ловкий эмир Дилама и всего Эль-Харджа. Он пытался вновь привлечь к участию в борьбе против ваххабитов племена наджранцев. С этой целью он обратился к эмиру Наджрана с просьбой прислать ему на помощь воинов, обещая определенное вознаграждение. Наджранцы пришли, но вместо помощи начали вымогать деньги и грабить жителей Эль-Харджа. Намеченный союз не удался. Зайд ибн Замиль объявил о своем присоединении к ваххабитам, хотя через некоторое время изменил им. Несмотря на сопротивление, государство Саудидов постепенно расширяло свое влияние и территорию. После взятия ваххабитами оазиса Эль-Маджмаа прекратилась деятельность активнейшего антиваххабитского проповедника — Сулеймана ибн Абд аль-Ваххаба. Вместе с семьей его переселили в Эд-Диръию, где он и оставался до самой смерти. Окончательная судьба Касима решилась в начале 80-х годов. Уже несколько лет в этой провинции происходили волнения, междоусобицы, перемежавшиеся выступлениями против Эд-Диръии. Не утихала старая пражда, продолжали действовать прежние привязанности, антипатии и союзы. В 1782 г. в Касим вторгся Саадун ибн Арайар во главе кочевников бану халид, шаммар и зафир с весьма решительными намерениями изгнать ваххабитов. К нему присоединился Зайд иби Замиль с войском. Несколько недель они осаждали Бурайду, оставшуюся верной ваххабитам, но на этот раз безуспешно. Антиваххабитская коалиция распалась, и хасцы покинули Неджд. В 1783 — 1786 гг. Неджд постигла страшная засуха, вызвавшая голод. Положение Эль-Харджа, блокированного ваххабитами, стало отчаянным. В 1785 г. Дилам был взят штурмом. Эмир и некоторые его сторонники были убиты. Весь Эль-Хардж принес присягу верности Саудидам. Правителем Дилама был назначен ваххабитский военачальник Сулейман ибн Уфайсан. Тяжелую руку диръийских правителей почувствовали на себе самые могущественные кочевые племена Аравии. Когда в 1781 г. ваххабиты разгромили кочевников зафир, они забрали у них все имущество, лагерное снаряжение, 17 тыс. овец и коз, 5 тыс. верблюдов, 15 лошадей

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
sergeDate: Четверг, 28 Октября 2010, 17:00 | Message # 20
منارة التاريخ
Группа: Админ
Рег.: 13 Ноября 2006
Из:
Пол: Мужчина
Сообщения: 4213
Награды: 1
Статус: Offline
Консолидация центральноаравийских земель вокруг Эд-Диръии завершилась. Хотя в отдельных областях происходили выступления против Саудидов, местных эмиров уже нельзя было считать их соперниками. В лучшем случае это были полузависимые вассалы, но чаще — прямые ставленники Эд-Диръии, игравшие роль губернаторов. В конце 80-х годов, например, Сауд посетил Анайзу, один из главных городов Касима, и без всякого сопротивления сместил неугодного ему эмира. Многочисленные представители аристократии Анайзы вместе с прежним эмиром были отправлены в Эд-Диръию заложниками. Общее укрепление власти и влияния дома Саудидов привело к тому, что Абд аль-Азиз и Ибн Абд аль-Ваххаб в 1788 г. решились на важный шаг. Они обеспечили Сауду при жизни имама Абд аль-Азиза наследственное право на трон. Вероучитель взял на себя задачу привести к присяге города и провинции государства. Сауд и так был популярен благодаря своему мужеству, военным успехам и участию в решении государственных делё. Объявление наследника престола укрепляло династию Саудидов, так как обеспечивало более безболезненный переход власти от эмира к его сыну. Опираясь на ресурсы Центральной Аравии, ваххабиты начали успешное продвижение во всех направлениях: на восток и северо-восток — в Эль-Хасу и Нижний Ирак, на запад — в Хиджаз, на юго-запад — в Йемен, на юго-восток — в Оман, на север — к границам Сирии. Иногда в один год они совершали несколько крупных походов, иногда чередовали по годам удары, наносимые по различным районам. Каждый год ваххабиты совершали рейды в глубь Эль-Хасы, достигая побережья Персидского залива. В 1787/88 г. Сулсйман ибн Уфайсан с боями прошел через Катар, затем разграбил несколько оазисов и порт Эль-Укайр в Эль-Хасе. Набегам ваххабитов подвергались не только оазисы Восточной Аравии и кочевники бану халид, но также племя мунтафик на севере от Эль-Хасы. Осенью 1788 г. на стороне ваххабитов сражались уже некоторые подразделения племени бану халид. Вождем всех бану халид стал ставленник Эд-Диръии Зайд иби Арайар. Эль-Хаса в целом, однако, была еще далеко не усмирена

Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempterna.
 
Мир Востока ~Al Hayat~ الحياة » Страны мира » ~ Страны Аравии ~ » История Саудовской Аравии (История возникновения и развития государства Саудидов)
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Поиск:
Посетители за сутки:


Статистика Форума
Последние темы Популярные темы Активные пользователи Новые пользователи

Мила

8740 постов

Al-Hayat

5814 постов

esmergul

5743 постов

serge

4213 постов

katie

3546 постов

natali

2898 постов

Lola

2731 постов

Zeleni_ochi

2612 постов

Meleg

2606 постов

Katerina

2382 постов

vamberi1914

07 Апреля 2020

Smifast

25 Сентября 2017

putistine

03 Сентября 2015

Morgana

11 Марта 2014

Aheles-j2008

26 Февраля 2014

_Z@ik@_

12 Февраля 2014

rikane

02 Февраля 2014

hoko

27 Января 2014

tarik

24 Января 2014

Aleksandr_116

19 Января 2014

Google
 
Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов
Rambler's Top100 Gougle.Ru Рейтинг раскрутка сайта, поисковая оптимизация

Copyright www.al-hayat.ru © 2006-2024
Image Shack | Загрузить картинку Хостинг от uCoz