Как известно, в прошлом, на протяжении многих десятилетий, исламское мировоззрение в условиях атеистической идеологии всеми средствами подавлялось, ему не позволяли развиваться. По этой причине мусульманские народы бывшего СССР столкнулись с целым рядом проблем. Дело в том, что, как оказалось, исламская религия проявляется не только в личной вере человека, но и составляет неотъемлемую мировоззренческую основу целых обществ. А для народов, столетиями исповедующих Ислам, эта религия стала составной частью их национальной идентичности, их национального «я».
Новые исторические условия, в которых оказались различные народы в результате крушения Советского Союза, привели различные народы и общества к переосмыслению тех ценностей, которые навязывались им на протяжении многих десятилетий. Стало ясно, что духовная и идейная составляющая обществ необходима. По этой причине, наряду с ростом национального самосознания начал наблюдаться рост религиозности населения. Помимо этого, в результате процессов глобализации, сведения об Исламе стали распространяться среди немусульманского населения, и есть случаи перехода в Ислам представителей традиционно немусульманских народов.
Однако до сегодняшнего дня все эти процессы во многом развиваются хаотично и бессистемно, что создает уже новые проблемы. Прошедшие годы после развала СССР уже дают основание подвести некоторые итоги различных процессов, связанных с исламским мировоззрением, позволяют описать многочисленные просчеты и ошибки, совершенные на этом пути, наметить пути дальнейшего развития, сделать попытку систематизации различных процессов и изложить пути преодоления проблем.
Ниже будут изложены соображения относительно общих стратегических положений развития исламского мировоззрения в России и странах СНГ, а также пути его практической реализации.
Отличительные особенности понятия «исламское мировоззрение»
В первую очередь, необходимо несколько уточнить понятия «исламское мировоззрение» и «практическое исполнение предписаний Ислама». К огромному сожалению, не только в России и бывшем СНГ, но и во всем мире, часто эти вещи отождествляются, и это не всегда положительно сказывается на имидже Ислама и его последователей. Ведь не каждый, кто выполняет обряды Ислама, является носителем исламского мировоззрения.
Дело в том, что мировоззрение - это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире в целом. Оно включает в себя совокупность всех взглядов на окружающий мир. Если эти взгляды основаны на исламской составляющей, то это и является исламским мировоззрением. То есть, взгляды человека на окружающий мир находятся в соответствии с духом Ислама, его основополагающими принципами. Находящийся в этом мировоззрении человек духовно находится в лоне Ислама и на все феномены мира смотрит в соответствии с духом основных принципов этой религии.
Именно это является важнейшим принципом, который необходимо понять мусульманским обществам. Очень часто и даже почти повсеместно ими, прежде всего, делается упор на обрядность, а мировоззрение, духовная, внутренняя составляющая веры как бы оставляется на потом. Однако чрезмерное акцентирование на первых порах на этих вещах порой может приводить к отрицательным последствиям, в особенности, в регионах смешанного расселения мусульманского и немусульманского населения.
В частности, критики и миссионеры других религиозных конфессий получают в руки доводы того, что Ислам является тяжелой и не современной религией, и, дескать, его постулаты не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Взамен ими пропагандируются намного более легкие принципы других религий или мировоззрений. В результате массы населения могут быть разочарованы Исламом и переходить в другие верования, что в отдельных случаях, на самом деле, имеет место.
А другие, условно заявляя о себе как о мусульманах, скорее идентифицируют эту религию со своей национальной составляющей. На самом деле они, увидев повышенные требования мусульманских деятелей, дистанцируются от идей Ислама и становятся религиозно индифферентными. Таким образом, получается, что мы сами отчуждаем массы от приобщения к системе исламских ценностей.
На самом деле, практические особенности Ислама должны быть преподнесены людям на втором этапе, когда они, так скажем, созреют. На первый план следует, на мой взгляд, ставить мировоззренческую составляющую. Люди должны духом и помыслами быть в лоне Ислама, даже если они по каким-то причинам не исполняют практических заповедей религии.
Разумеется, все сказанное выше не означает того, что практические заповеди Ислама не обязательны. Люди должны знать о том, что, не выполняя их, они много лишаются, сами обделяют себя. Тем более, что полное вхождение в исламское мировоззрение невозможно без соблюдения предписаний Шариата.
Я говорю лишь о методах религиозного призыва (дава’ата). О том, что при популяризации Ислама необходимо больший упор делать на мировоззренческую составляющую, а не на требование от неподготовленного человека сразу же выполнять все шариатские предписания. Это необходимо для того, чтобы мусульманские идеи охватили гораздо больший ареал, чем имеется на сегодняшний день.
Давайте в этой связи обратим серьезное внимание на то, что уже прошло более 15 лет, как мы получили возможность свободно исповедовать свою религию. Однако число тех, кто среди мусульман, например, в России, следует на практике 5 столпам Ислама (шахада, намаз, пост, закят и хадж), пока в среднем не превышает 5 процентов. Это показатель очень низкого качества и эффективности дава’ата.
Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы и немусульманское население разделяло какие-то отдельные идейные принципы Ислама. Этого можно добиться, если разумно построить пропаганду и заслужить симпатии людей других религиозных верований.
Таким образом, пропаганда и внедрение исламского мировоззрения касается не только традиционно мусульманского населения, но и вообще всех народов, даже если они и не принимают Ислам. Чем больше они знакомятся с Исламом, тем больше они будут понимать мусульман, и тем меньше у них будет сомнений и опасений. А в конечном итоге это приведет к положительным процессам взаимопонимания между народами.
Проблема, связанная с языком
Принципиально не верным является мнение о том, что решающим фактором для выдвижения какого-то мнения или написания какого-то научного, научно-популярного или аналитического труда в области истории, мировоззрения, философии Ислама необходимо знание арабского языка. Такое мнение распространено, но оно не отражает реалий сегодняшнего дня.
Действительно раньше вся литература в этой области писалась на арабском языке. Однако сегодня большое количество мусульманской литературы переведено на различные языки мира и все это составляет вполне достаточный материал для того, чтобы на профессиональном уровне писать различные исследовательские работы без фактора арабского языка.
Достаточно привести только один пример того, что на турецкий язык с арабского переведена почти вся исламская классика. Можно сказать, что все базовые труды, необходимые для ознакомления с исламской классической мыслью и богословием оказываются доступными для любого человека, знающего турецкий язык.
Более того, уже на всех этих языках со стороны мусульман давно пишутся серьезные труды. А это, в свою очередь, открывает большие перспективы перед тюркоязычными народами, которые населяют регионы России и ближнего зарубежья.
Дело в том, что для тюрок, владеющих своими национальными языками, не представляет больших сложностей ознакомиться с содержанием всех этих трудов. Во всяком случае, все это сделать во много раз легче, чем изучить арабский язык. Позитивных моментов от этого очень много.
Во-первых, мусульманское мировоззрение станет общедоступным для больших масс народа; во-вторых, ученые и специалисты в области гуманитарных наук (а не только ограниченный круг арабистов и религиозных деятелей) получат доступ к исламскому наследию и смогут писать актуальные научные работы в этой области, популяризируя исламское мировоззрение; в-третьих, посредством переноса на русский язык категорий исламской мысли, возможно более легкое и доступное ознакомление русского и других народов с исламским наследием, мыслью, философией, что также будет способствовать той же цели.
Также нужно использовать все возможные варианты и возможности других языков (напр., английского) на который переведены некоторые классические мусульманские труды.
Тут надо опять же оговориться, что я совсем не призываю не учить арабский язык. Скорее наоборот. Овладевший им в должной мере получает возможность читать Коран и хадисы в оригинале. Это огромное достижение. Однако, надо понимать, что это сложно, и массы вряд ли в скором времени будут знать арабский.
Цель заключается в полноте информации об Исламе
Как я уже говорил, упор надо делать на популяризацию мусульманского мировоззрения. Переход в Ислам как можно большего числа людей, начало выполнения обрядов этническими мусульманами - это естественный процесс, который происходит без пожеланий людей, исключительно по воле Аллаха. Главное заключается в том, чтобы дать всю полноту информации об Исламе и мусульманской цивилизации для того, чтобы формировать у всех групп населения (и не только среди мусульман) определенный дух и тип мышления, при котором все они могут использовать отдельные исламские принципы в своей повседневной жизни, не зависимо от того, мусульмане они или нет, практикуют они обрядность Ислама или нет.
Все это приведет к стиранию многих стереотипов по отношению к мусульманам и послужит лучшему пониманию всех слоев населения исламской цивилизации и мысли. В конечном итоге, это ознакомление может вызвать даже симпатии многих по отношению к мусульманам, что будет иметь благоприятные последствия при различных конфликтах.
Отношение к критике в свой адрес
При анализе каких-то положений исламской мысли мусульмане должны проявлять полную объективность и признавать критику в адрес тех или иных положений их богословия или истории, если эти положения не выдерживают критику и убедительно доказываются оппонентами. Нельзя догматически отстаивать эти положения в этих случаях, так как это может привести к убеждению людей в несерьезности и спорности мусульманской мысли, богословия и истории.
Нельзя забывать о том, что еще самые ранние исламские мыслители сформулировали приведенные выше лишь шесть основополагающих принципов исламского мировоззрения, которые являются обязательными. Все остальное может быть оспорено, и этого не нужно бояться. Мышление должно быть передовым и прогрессивным, а не догматичным, закостенелым и консервативным.
Нельзя забывать того, что все мусульманские мыслители выражали свое отношение к аятам и хадисам, и их мысли могли быть верными для своей эпохи, но не соответствовать реалиям современности. В Исламе нет понятия святых отцов и Церкви, поэтому гипертрофированное апеллирование к мнению религиозных авторитетов неуместно.
Определение научности
Понятия мусульманская «наука» и мусульманский «ученый» должны быть отнесены не только к богословам, но и к любому мусульманину - математику, историку, философу и представителю любой другой науки, который вдохновлен идеями Ислама, находится в этом мировоззрении и творит свои работы в своих областях. То есть учеными являются не только далекие по времени и пространству богословы из арабо-персидского мира, но и те специалисты из различных наук, которые находятся рядом в нашем ареале.
Отношение к государству
Отношение к тем государствам, в которых проживают мусульмане, должно быть лояльным, независимо от того, составляют в них большинство мусульмане или нет (при условии соблюдения властями прав и свобод мусульман). Проблема отношения к государству и политике не должна стоять на первых местах. Первичной задачей является воспитание человека, затем обретением им прочной уверенности в превосходстве исламского мировоззрения, а потом индивидуальная, общественная и научная деятельность. То есть каждый мусульманин в своей области является носителем мусульманского мировоззрения и действует, руководствуясь его ценностями.
Реакция на исламофобию
Нужно адекватным образом воспринимать не только критику в свой адрес, но даже проявления исламофобии. Необходимо проанализировать все эти случаи и попытаться отвечать цивилизованными методами, а не выражениями бурных протестов. Не нужно ставить себя в положение обиженного. Это только вредит мусульманам и выставляет их в жалком свете. С другой стороны, своими эмоциями мусульмане своими руками делают совершенно неизвестных людей популярными только потому, что те что-то высказали против какого-то положения Ислама.
В этом деле необходимы грамотные кадры, интеллектуалы, ученые в различных областях науки, общественные деятели и журналисты, которые могли бы на идейном, интеллектуальном уровне вступить в полемику с авторами исламофобских изданий. Необходимо показать еще больший интеллект по сравнению с ними и опровергать на современном доказательном уровне их мысли. Кроме того, необходимо не касаться личностей авторов исламофобских материалов. Полемизировать надо с мыслями, доводами, мнениями авторов, но не затрагивать их личность.
В самом крайнем случае можно прибегать к судебным инстанциям. Это тоже один из методов цивилизованной борьбы.
Использование СМИ
Для популяризации исламского мировоззрения необходимо воспользоваться как средствами массовой информации, так и отдельными научными изданиями. Несмотря на широкие возможности Интернета, к сожалению, до сегодняшнего дня, мусульмане не могут воспользоваться ими по причине либо отсутствия концепции информационной деятельности, либо по причине отсутствия системности и методологии в работе, либо в силу отсутствия серьезных кадров.
Практически не используются и не привлекаются для работы научные кадры из различных гуманитарных наук, которые имеют представление о научном методе, структуре научной работы и другим параметрам. Но самой серьезной проблемой является односторонняя деятельность этих Интернет-ресурсов, которые зачастую отражают богословскую точку зрения лишь одного направления, либо секты в Исламе.
Все это сильно мешает развитию и популяризации исламского мировоззрения и создает путаницу в мыслях людей и отношении их к Исламу, как к религии. Для достижения целей необходимы новые подходы к созданию Интернет-ресурсов. Необходимо создание сети объективных научно-популярных ресурсов, на которых были бы представлены все мусульманские школы, разъяснены различия между ними. Но главным направлением деятельности должны быть перспективные научные материалы, нацеленные на будущее, а не на межконфессиональные споры.
Кроме того, необходимы специальные апологетические ресурсы, в которых бы выставлялись и анализировались выступления мусульманских оппонентов. В сети много ресурсов по критике Ислама, но серьезных контрдоводов на них либо нет, либо почти нет.
Многие апологетические материалы неубедительны. Чувствуется, что они написаны не профессионалами.
Особое внимание в апологетике необходимо на сегодняшний день сконцентрировать на проблеме террора под религиозными лозунгами, в чем часто укоряют мусульман. В ответ необходимо постоянно и убедительно доказывать несостоятельность таких обвинений, что террор исходит из совершенно других предпосылок, а не из непосредственно религиозных доктрин религий.
Что же касается телевидения и радио, то необходимо стремиться к выводу в эфир не только имамов и муфтиев, но и научной мусульманской интеллигенции, профессионалов в различных гуманитарных науках и философии, чтобы они могли изложить свое видение различных проблем, а также вступить в живую полемику с оппонентами.
Необходимо также стремиться к созданию частных теле- и радиоканалов. Если это не удается на родине, то надо делать это за рубежом и вещать в страны СНГ.
Сфера образования
Для популяризации исламского мировоззрения необходимы определенные шаги в образовательной сфере. Разумеется, что исламские дисциплины должны преподаваться в исламских богословских школах и университетах. Однако нельзя ограничиваться только этим.
Первым делом нужно внимательно ознакомиться с программами гуманитарных дисциплин ВУЗов и других учебных организаций и выявить в них те моменты, которые связаны с исламской историей, наукой, философией, богословием. Несомненно, что почти во всех этих курсах все это представлено либо неполно, либо тенденциозно.
После этого, мусульманские ученые в области гуманитарных наук должны предложить свои научные монографии и статьи и поработать над дополнением этих мест или новым написанием всех этих моментов и представить все это в министерство образования. Кроме того, нужно способствовать тому, чтобы мусульманские ученые в различных областях гуманитарных наук сами писали учебники и учебные пособия по мировой культурологии, истории, философии, этнографии, религиоведению и т. д. и грамотно, объективно излагали там все необходимые темы, связанные с исламской цивилизацией, историей и мыслью.
Необходимо, по возможности, организовывать различные факультативы по некоторым аспектам мусульманской мысли и истории в учебных заведениях. Например, мусульманин-философ может организовать факультатив по мусульманской философии, мусульманин-историк – по мусульманской истории, мусульманин-этнограф – по этнографии мусульманских народов и т. д.
Нужно также способствовать увеличению количества светских мусульманских ученых кадров по различным гуманитарным и другим наукам. Это необходимо, как для преподавания и воспитания молодежи, так и для написания научных трудов. Необходимо стараться, как можно меньше использовать труды немусульманских востоковедов.
Они часто оказываются тенденциозными и направленными либо на личные субъективные мысли их авторов, либо же в них чувствуется стремление как можно меньше заострять внимание на постулатах исламской ортодоксии, а больше говорить о различных еретических течениях. А в перспективе нужно вообще отказаться от этих трудов востоковедов. Нисколько не умаляя их значения, все же необходимо подчеркнуть, что они не могут адекватно передавать и осознавать различные аспекты мусульманского мировоззрения, так как для них Ислам лишь абстрактная теория, лишь объект исследования и изучения.
Но для мусульман же это их культура, национальная идентичность, дух, уверенность в завтрашнем дне. То есть в деле популяризации исламского мировоззрения ключевую роль могут играть только мусульмане – профессионалы от различных наук и общественно-политические деятели. Таким образом, необходимо активизировать не только прогресс в области воспитания богословских кадров, но в еще большей степени необходимы кадры в других областях, так как исламское мировоззрение не ограничивается лишь сферой богословия.
В первую очередь, мусульманским обществам России и других стран СНГ необходимы не абстрактные теоретические рассуждения богословов, а краткие информационные пособия по всему, что связано с Исламом. В первую очередь, необходимо издавать побольше различных энциклопедических словарей, учебных пособий по истории и культуре мусульманского мира. Причем методологически и по стилю, они должны соответствовать стандартам современной академической науки, а не средневековому мусульманскому стилю.
Айдын Али-заде, кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела «Философия религии» Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджана