Жизнь полна перемен. То, что вчера казалось незыблемым и неизменным сегодня теряет актуальность, терпит перемены. Например, исчезают целые цивилизации и государства с их обитателями. Эти процессы касаются многих вещей и явлений окружающих нас. Сюда же относится и человеческая жизнь. Порой можно встретить человека, нрав и поведение которого говорят о том, что ничего хорошего от него не ожидается, но… проходит время, и этот человек может измениться в обратную сторону.
Таких примеров в истории человечества было много. Всевышний Аллах не оставляет свои создания на произвол судьбы. По Своей милости Он дает каждому шанс изменить свою жизнь. Он часто показывает нам определенные знамения, поразмыслив над которыми человек приходит к выводу, что надо меняться.
Кого-то эти знаки и знамения касаются непосредственно, кто-то может увидеть их в каких-то явлениях и процессах, кто-то может увидеть знак для себя на примере жизни другого человека. Но есть люди, которые так и не могут прочитать эти подсказки жизни, продолжая вести прежний образ жизни, который, порой, мало чем отличается от образа жизни животного.
Одним из больших знамений для человечества является Священный Коран, аяты которого заставляют задуматься человека, обладающего разумом. Интересно, что арабское слово «аят» само означает «знамение, чудо».
В истории Ислама было немало людей, чья жизнь изменилась благодаря всего лишь одному аяту Корана, который гласит: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…» (Коран. 57:16).
Это даже не весь аят, а часть его, но он смог перевернуть их жизни, вписав имена этих людей в славные страницы истории Ислама…
В качестве примера хотелось бы привести рассказ про одного человека, по имени Малик ибн Динар.
Это человек, который часть своей жизни провел в грехе и пользовался дурной славой. Как говорил впоследствии с сожалением сам Малик ибн Динар «не было такого греха, который я бы не совершил».
Однажды он стал свидетелем беседы одного покупателя с продавцом сладостей. Покупатель просил того добавить немного для его маленьких дочек. Увидев это в сердце Малика появилась любовь к девочкам. Поэтому, он решил жениться и он хотел, чтобы у него родилась дочка. В скором времени у него действительно родилась дочь. Малик назвал ее Фатимой.
Рождение ребенка немного остепенило его, но все же он продолжал употреблять вино. Бывало так, что он держал свою дочь на руках и пил вино, и когда он подносил чашу ко рту его дочка своей маленькой рукой убирала чашу и мешала ему пить. Субханаллах…
Малик не чаял в ней души. Его радости не было предела. Но, в возрасте трех лет Фатима умирает. Малик от горя не находил себе места и он стал искать утешение в вине. Как он говорил сам, для него настали черные дни и он запил как никогда...
Но однажды ему приснился сон. Он очутился в обширной, пустынной местности. И вдруг на него стала ползти большая змея, готовая поглотить его. Малик стал убегать от нее. В это время он встретил немощного седовласого старика. Малик стал просить у него помощи и старик, указав направление, сказал ему, чтобы он побежал туда. Малик побежал в ту сторону, но опять-таки наткнулся на гигантскую змею. Он вновь прибежал к старику и старик посоветовал ему бежать уже в другую сторону. На этот раз Малик пришел к саду, где игрались маленькие дети. Увидев его дети стали кричать: «Фатима! Фатима! Твой отец пришел».
К Малику пришла его дочь. Они обнялись, и Фатима своей рукой отвела от отца змею, которая уползла прочь. И Фатима по просьбе отца стала истолковывать ему увиденное. Она сказала: «Гигантская змея, гнавшаяся за тобой – это были твои грехи, готовые поглотить тебя. Немощный старик – это были твои благодеяния. Их было столь мало, что не смогли защитить тебя от змеи». После этого Фатима стала читать аят: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»
В этот момент Малик просыпается в слезах и слышит азан на утреннюю молитву. Малик встал, совершил омовение и отправился в мечеть. После суры «аль-Фатиха» имам в намазе стал читать… «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»
Услышав это Малик был потрясен. Он вновь услышал это аят. С его глаз потекли слезы. Чувство раскаяния за прежние грехи переполнило его сердце. После намаза Малик публично покаялся за совершенные ранее грехи.
С того самого дня и по сегодняшний день Малик ибн Динар известен как один из ученых, праведников, с которым мало кто сравнится…
Разные люди по отношении к истине ведут себя по-разному. Кто-то, как, например, Абу-Бакр, принимают истину сразу, как только услышат о ней. Другим же, как, например, Умару ибн-Хаттабу, надо пройти через определенные душевные испытания, чтобы они осознали истину. Таким людям надо, чтобы что-то такое с ними произошло, что заставило бы их задуматься… Есть люди, как, например Икрима ибн абу-Джахль, которые до последнего момента противятся истине и даже ведут с ней борьбу, но потом все же принимают ее и прилагают вдвое больше сил для распространения этой истины…
Но есть люди, как, например Абу-Джахль или Абу-Ляхаб, которые так и не принимают истину, и покидают этот мир заблудшими. Такие люди не могут или даже не хотят видеть, читать те знамения, которые в большом количестве установлены во всем, что нас окружает.
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (Коран. 2:164).
Человек, размышляя над этими знамениями Всевышнего, свободным от всех предрассудков и предвзятости разумом сможет прочитать эти знаки. Раньше они ему казались непонятными, но теперь они говорят ему, что все это не могло появиться само по себе или же без какой-то цели. Он поймет, что у всего этого есть свой Создатель. После этого он начинает понимать, что нуждается в помощи и защите своего Создателя. И он подчиняет Ему себя, приводя свою жизнь в соответствие с велениями Аллаха.
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников. Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний» (Коран. 3:190-194).
И тогда Господь ответит им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моем пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда» (Коран. 3:195).