"Ахли-Сунна уаль-Джамаа" – это приверженцы Сунны и Согласия. Этим термином в Исламской Науке называют общину мусульман, придерживающихся пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вероучении и в вопросах мусульманского права, пути Его сподвижников и праведных имамов последующих веков. Другое название – сунниты, представляют наиболее многочисленное среди мусульман направление в мире.
قال رسول الله : ستفترق امتى ثلاثا و سبعين
فرقة كلها في النار الا واحدة. قيل: من هم؟ قال: الذين هم على ما انا عليه و اصحابى
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя община разделится на семьдесят три течения и все они окажутся в Аду, кроме одного течения». Его спросили: «Что это за группа?». Он ответил: «Это те, которые будут следовать в убеждениях и деяниях моему пути и пути моих сподвижников». Передал имам Тирмизи.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя община разделится на 73 течения, спасенной из них окажется община, следующая убеждениям Ахли-Сунна уаль-Джамаа, остальные же обречены на мучения в Аду».
Теологи Ислама объяснили, что Ахли-Сунна уаль-Джама’а - это путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и праведных имамов из саляфитов (т.е мусульмане, жившие в первых трех столетиях после Пророка) и халяфитов (т.е. мусульмане, последовавшие за саляфитами). Все они верят, что Аллах - Один Единственный Создатель, который не нуждается ни в ком и ни в чем, не похож ни на кого и ни на что. Этого пути, пути Пророка (мир ему и благословение) и его последователей, по сей день придерживаются миллионы и миллионы мусульман мира, живущих в Индонезии, Индии, Средней Азии, странах Северной Африки, Пакистане, странах ближнего Востока, России и в других местах.
Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
عليكم بالجماعة و اياكم و الفرقة فإن الشيطان مع الواحد و هو من الاثنين ابعد فمن اراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة
«Будьте с большинством и не разделяйтесь. Шайтану легче расправиться с одним, чем с двумя. Тот, кто хочет наслаждений Рая, пусть придерживается большинства».
В другом хадисе он сказал: «Когда увидите разногласия, придерживайтесь большинства».
В наше время Ахли-Сунна уаль-Джамаа - это последователи четырех мазхабов (правовые школы):
1) Ханафитская школа, основатель – великий муджтахид имам Абу Ханифа, пусть будет ему милость от Аллаhа. Имам Абу Ханифа ибн Ан-Нуман ибн Сабит родился в 80 году по хиджре (699 год н.э.) в городе Куфа. Он учился у некоторых сподвижников Пророка (мир ему) и передал от них изречения Пророка Мухаммада. Это были Анас ибн Малик, Абдулла ибн Анас, Абдулла ибн Ауф и др. Поэтому Абу Ханифа является табиином (последователем сподвижников Пророка). Его учителями были также около двухсот человек из табиинов. Среди учеников имама Абу Ханифы были такие великие ученые, как Мухаммад ибн Хасан Шайбаки и Абу Юсуф Аль-Кади, Юсуф ибн Халид Саитий Басри да будет над ними Милость Аллаха. Абу Ханифа умер в 150 году по хиджре (767 год н.э.). Мазхаб Ханафи распространен во многих странах мира.
2) Маликитская школа. Основателем является Абу Абдулла Малик ибн Анас ибн Малик (сын известного сподвижника Анаса ибн Малика). Он родился в 93 году по хиджре (717 год н.э.) в благословенной Медине. Имам Малик был одним из табиинов. Основатель шафиитского мазхаба имам Шафии учился у него хадисам. Имам Малик ибн Анас умер в 179 году по хиджре (795 год н.э.) в Медине и похоронен на кладбище Баки.
3) Шафиитская школа. Основателем является имам Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии. Он родился в 150 году по хиджре (767 год н.э.) в Газе (Палестина). Умер в 204 году по хиджре (819 год н.э.) в Египте.
4) Ханбалитская школа. Основателем является Абдулла Ахмад ибн Ханбал Аш-Шайбани. Он является одним из великих мухаддисов (знатоков хадиса). Он родился в 164 году по хиджре (780 год н.э.) в Багдаде и умер в 241 году (856 год н.э.) там же.
Все эти четыре мазхаба являются правильными. После этих имамов наукой о Единобожии занимались имамы Аль-Ашари и Аль-Матуриди, которые продолжили путь Ахли-Сунна уаль-Джамаа, образовав свои школы по вероучению, получившие названия «школа Матуриди» и «школа Аль-Ашари».
Имам Абу Мансур Мухаммад Матуриди родился в 280 году по хиджре (894 год н.э.) в селении Матурид вблизи Самарканда, и умер 324 году по хиджре (945 год н.э.) в Самарканде.
Имам Абу Хасан Аль-Ашари родился в 260 году по хиджре (873 год н.э.) в Басре и умер Багдаде в 324 году по хиджре (936 год н.э.). Пусть будет Милость Аллаха всем этим имамам.
Между этими мазхабами в некоторых вопросах есть небольшие разногласия, но такие разногласия были и раньше, т.е во время сахабов. Но это не враждебные разногласия. О таких разногласиях Пророк (мир ему) говорил в хадисе:
اختلاف امتى رحمة
«Разногласия в моей Умме – милость».
Но, к сожалению, в наше время некоторые называют эти мазхабы заблуждением и говорят, что не надо следовать этим мазхабам. Например, один из ваххабитов Мухаммад Магсуми сказал в своей книге "Обязан ли мусульманин следовать одному из четырех мазхабов": «Кто следовал одному из четырех мазхабов, то от него требуется отказаться от этого мазхаба и сделать тауба (покаяние). Если он не хочет отказываться от мазхаба, то его надо убить» (стр.11). В этой же книге на 18 странице сказано: «Четыре мазхаба распространены врагами Ислама». Это все доказывает, что секта ваххабитов направлена против Ислама. Каждый мусульманин знает, что уже более тысячи лет все мусульмане придерживаются этих мазхабов. Все авторитетные ученые придерживались этих мазхабов. Надо отметить, что сейчас некоторые ваххабиты признают и мазхабы, даже говорят, что нужно придерживаться одного из них, но этим они лишь хотят разрушить мазхабы изнутри, потому что они все равно противоречат им во многих вопросах, и запрещают то, что разрешили ученые четырех мазхабов.