Автор: Абу Ислам ибн Мухйи-д-дин аш-Шаркаси (да простит Аллах ему и его родителям) Предисловие: шейх Расул бин Джамал Къудай (да хранит его Аллах)
Эр-Рияд 1429/2008 гг.
«Таким образом, Мы разъясняем знамения, дабы стал ясен путь грешников». (Священный Коран 6:55)
Поистине, защита вероубеждения от искажений нововведенцев является джихадом, одним из высших его форм. (Из книги шейха-мухаддиса Сулеймана ибн Насыра аль-'Ильуана «Разоблачение заблуждений»)
Предисловие
С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху Мудрейшему и Всемогущему. Я прибегаю к защите Аллаха от зла наших душ и от зла наших дурных дел. Никому не сбить с истинного пути того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает, тому никто его не укажет. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, мир ему, милость и благословение, как лучшему из учителей, избранному посланнику, его семье, праведным сподвижникам и всем последовавшим за ним до Судного дня.
Поистине, эта работа нашего брата Абу Ислама является очень полезным и важным вкладом в области разъяснения школы «ашаритов» и очищения принципов последователей Сунны от неправильных толкований и сомнительных суждений. Несмотря на свою краткость, в ней достаточно насыщенно и убедительно дается представление о принципах ашаритов, их школе, и указывается на основные различия между ними и утвержденными, фундаментальными принципами большинства ранних, праведных предшественников, последователей Сунны. Работа написана в достаточно деликатной и мягкой форме, и, насколько мне известно, является оригинальной в своем роде по этой теме на русском языке. Естественно, осведомленные в спорных вопросах школы ашаритов и масштабности её распространения и внедрения их позиций во многих исламских странах, исламских учреждениях и системах образования, прекрасно понимают и отдают себе отчет о сложности ситуации и трудности её искоренения. Увы, одной такой работой проблемы не решить и не спасти русскоязычных мусульман, нам еще предстоят сложнейшие процессы формирования правильных принципов, методики, дискуссии и профессионального просвещения. Но, несмотря на это, искренне надеюсь, что она послужит напоминанием, остережением и фактором для возвращения тех, кто углубился или вовлек себя в философию школы ашаритов.
Аллаха Всеведущего и Всемогущего прошу, чтоб он благословил эту работу и предписал ей восприятие и принятие у читателей, а также даровал автору и нам истинных, полезных знаний и мудрого применения их на практике.
О Аллах, веди нас путем избранных, праведных, и сбереги нас от заблуждений и отклонений! Амин.
Расул бин Джамал Къудай
Рамадан 1429 Х. Стамбул.
Введение
Вначале этой скромной работы хотелось бы напомнить уважаемому читателю об историческом диалоге, произошедшем 14 столетий назад между сподвижниками, находившимися на горе Ухуд, после известной битвы и Абу Суфьяном, являвшимся на тот момент предводителем многобожников. Он спросил их: «Мухаммад среди вас?» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отвечайте ему». Затем он так же спросил про Абу Бакра и Умара. Cподвижники промолчали, указывая на пренебрежение к нему. Далее Абу Суфьян сказал: «Возвеличьте Хубаля» (идола курайшитов). Здесь же, когда вопрос коснулся идеологии, молчание перестало быть уместным и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернувшись к сахабам, сказал: «Разве вы не ответите ему?» Они сказали: «Что же нам ответить, о, посланник Аллаха?» Он приказал: «Скажите: Аллах Превыше и Величественнее….» (см. Сахих аль-Бухари 2874)
До недавнего времени такого же мнения мы и придерживались. То есть пренебрежительно молчали, видя то, откровенно говоря, бесстыдство, которым занимаются российские мутакаллимы (последователи каляма). Однако в последующем, видя распространение нововведенческой идеологии, чуждой для российских мусульман (через несколько русскоязычных сайтов), стало ясно, что период молчания, возможно, может принять окраску слабости довода. Всем известно, сколько заблуждений укоренилось в сердцах людей по причине отсутствия разъяснения и наставления. Это и побудило меня к написанию этой работы, а также те вопросы, которые задают мусульмане о том, кто такие аш'ариты, каковы их убеждения и какое место в Исламе они занимают? Не являясь учёным и даже его половиной, я лишь последовал хадису, переданному имамом Муслимом в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия ни что иное, как проявление искренности». В конце, которого сказано: «… и ко всем мусульманам, в общем». Таким образом, «проявление искренности» к мусульманам есть ничто иное, как их наставление, и указание на то, что принесёт им пользу». (См. «ан-Нихая» Ибн Асира 5\62)
А также, исходя из предания, которое дошло до имама аль-Ауза'и, что аль-Хасан аль-Басри как-то сказал: «Не перестают быть у Аллаха на земле из Его рабов наставляющие. Они сличают деяния рабов с книгой Аллаха, если соответствуют ей, хвалят Аллаха, если же противоречат ей, они узнают посредством книги Аллаха заблуждение сбившегося и прямой путь ведомого». (См. «аль-И'тисам» имама аш-Шатыби стр. 25). Исходя из этого, стиль этой работы далёк от поучений и, тем более, обвинений наших братьев. Это лишь попытка напомнить, обратить внимание, устрашить Аллахом и посоветовать.
Если же читатель всё-таки найдёт здесь что-либо резкое и негативное в адрес оппонентов, то пусть знает, что сказанное касается лишь идеологов, ни в коем случае простых верующих.
Также хотелось бы указать, что здесь я не привел доказательств в опровержение аш'аритов, т.к. это не отвечало целям написанного (если бы они только знали, что их основы слабее дома паука). Однако это лишь краткое описание течения, ее лидеров и основных отклонений. Прошу Аллаха, чтобы сделал ее полезной для каждого приверженца Сунны, а также надеюсь, что написанное станет предметом для размышления для каждого находящегося в неведении мусульманина. А Аллах наставляет на правильный путь, кого пожелает.
Глава 1. «Про мутакаллимов, в общем»
Последователи каляма. Кто они? Калям (араб. - речь - слово), мусульманское течение возникшее в 8-9 вв. в неортодоксальной форме. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от приверженцев пророческой традиции, делали основной упор в утверждении вероубеждения на рациональный метод.
Къады Абу Юсуф (ближайший ученик Абу Ханифы, имама мазхаба, умер в 182 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто искал знания посредством каляма - стал еретиком, кто искал богатства посредством химии - обанкротился, а кто искал странные предания - соврал». (Привёл аль-Хатыб аль-Багдади в «Шараф асхаб аль-хадис», стр. 4, и аз-Захаби в «Сияр» 8\537)
Имам аш-Шафи'и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Моё решение (хукм) по поводу ахлюль-калям – побивание их пальмовыми плетями и подошвами сандаль, при этом развозя их по родам и племенам, приговаривая: Это удел того, кто оставил Книгу (Аллаха) и Сунну и обратился к Каляму». (Привёл аль-Хатыб аль-Багдади в «Шараф асхаб аль-хадис», стр. 168 , и аз-Захаби в «Сияр» 10\29.)
Сказал Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «Никогда не преуспеет последователь каляма». (См. «Тахрим ан-назар фи кутуб аль-калям». 1\49 ибн Кудама аль-Макдиси)
Сказал ибн Абдуль-Барр из маликитов, да смилуется над ним Аллах: «Единодушны знатоки фикха и преданий со всех городов, что последователи каляма, сбившиеся еретики». (См. там же)
Кто же они, эти мутакаллимы? Несомненно, это прежде всего джахмиты, (последователи аль-Джахма ибн Сафуана) и те, кто совпал с ними в их основах из му'тазилитов, аш'аритов, матуридитов и всякого рода других философов-догматиков. Выдвигая разум над текстом, мутакаллимы уподобились людям писания.
Шейхуль-Ислям ибн Таймийя в своём труде в опровержении мутакаллимов пишет:
«Поистине Всевышний Аллах порицал обладателей писания сразу с нескольких сторон их заблуждений:
1. Скрытие ими того, что ниспослал Аллах.
2. Ложь во время этого скрытия.
3. Искажение ниспосланного.
4. И отсутствие его понимания.
Таким образом, ахлюль-калям (философы-догматики) сходны с ними в этих проявлениях:
1. Так, они порой отворачиваются от книги Аллаха и Сунны Его посланника, противопоставляя им свои мнения и желания, умалчивая хадисы, которые противоречат их высказываниям.
2. Порою, они ложно придумывают хадисы, которые поддерживают их нововведения.
3. Также они искажают тексты разновидностями искажённых толкований.
4. Не понимают священные тексты, переводя их в другое значение». (Дар'у-та'аруд 5\223)
Для наглядности хотелось бы здесь продемонстрировать образец того, как аш'ариты в пользу своих воззрений вырывают из слов учёных цитаты, что указывает либо на их невежество, либо на их непорядочность. Ведь известным является то, что метод беспристрастных исследователей заключается в анализе текстов в совокупности. Так, этот аш'арит говорит: «Сказал имам Шаукяни, рахимахуЛлах, по поводу толкования слов Аллаха Та'аля: "Сумма става ‘аляль ‘арш" (Затем (Аллах) "истава" (многие переводчики ошибочно переводят этот глагол, как «утвердился») на Троне) (сура ар-Раад, 3-й аят): "(Истава) - захватил или овладел (или владеет) ("истауля") Аллах Та'аля трон через охранение и управление. Или можно толковать "истива", как "утверждение дела Его", или как, "приступил Он к сотворению трона». ("Фатхуль Кадир" 3-й том, 63 стр., изд-во "аль-Бааби аль-Хальби"),
(См. «Манхадж Ахлю-с-Сунна в асмау ва сифат» автор устаз Махди Шамсуддин)
Несмотря на обилие знаков препинания, мне всё-таки с трудом удалось уловить смысл сказанного автором и отличить его от слов цитируемого источника.
Да будет известно устазу Махди, да наставит его Аллах, что, во-первых, есть более авторитетные сборники тафсиров нежели «Фатх аль-Кадир» имама аш-Шаукани (умер 1250 г.х.), рахимаху Аллах. Как, например, тафсир имама ибн Джарира ат-Табари (умер 310 г.х.), переполненный преданиями учёных ахлю-Сунна первых трёх поколений по этому ясному вопросу, и другие известные, авторитетные работы в области толкования.
Второе: известно, что слова и мнения людей не являются сами по себе доводами в шариате, более того, эти слова сами нуждаются в доводах. И кто бы ни был, если его слова не имеют под собой доказательств из Корана и Пречистой Сунны, то эти слова отвергаются. Всевышний сказал: «Подчиняйтесь же Аллаху и Его Посланнику, если вы действительно верующие». (Коран 9:1)
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах: «Боюсь, что камни станут падать на вас с неба. Я говорю, сказал Посланник Аллаха, а вы говорите, сказал Абу Бакр и Умар». (Это придание привёл имам Ахмад 1\337, аль-Хатыб 1\145 и др.)
Третье: для исследователя является похвальным не простой перенос и перевод цитат, а также более обширный взгляд на сочинения и работы учёных ахлю-Сунна. Быть может то, что учёный привёл в одном месте в виде краткого упоминания, имеется в другом месте в виде разобранного исследования.
И последнее, вернувшись к словам имама аш-Шаукани, рахимаху Аллах, по поводу «аль-Истиуа», мы находим: «…затем Он утвердился на троне». Поистине учёные разделились по поводу значения этого, на четырнадцать мнений. И самое правильное и самое близкое к истине - метод праведных предшественников (саляф ас-салих), а именно, что свят Он, утвердился на нём без (вопроса) как? Напротив, таким образом, который Ему подобает с удалением (танзих) от него всего того, что запретно (по отношению) к Нему. И «аль-истиуа» на языке арабов есть аль-'улюу (возвышение) и аль-истикърар (утверждение, устойчивость, упрочнение).
(См. «Фатх аль-Кадир» тафсир 54-го аята суры аль-А'раф, во всех изданиях этой книги)
Это лишь маленький образец деятельности джахмитов (аш'аритов, матуридитов и прочих мутакаллимов), и если Аллах даст силы и возможности для раскрытия их тайн и козней, возможно, уже в скором времени читатель найдёт то, что успокоит его сердце. А мой личный совет «устазу» Махди, пересмотреть свои позиции как исследователя, и не искать в словах учёных то, что подходит заблуждениям, тем самым пороча их репутацию среди простых верующих. И мне ничего не остаётся сказать, кроме слов Нуха, мир ему: «И не поможет вам мой совет, если я пожелаю посоветовать вам, если Аллах пожелает вас сбить. Он - ваш Господь, и к Нему вы будете возвращены». (Къуран, 11:34)
Глава 2. «Происхождение и этапы»
Кто такие аш'ариты? - спросишь ты меня
Я отвечу кратко: Сунне не родня.
Или по-другому: просто болтовня!
Аш'аризм (аш'арий, мн. аша'ира) – мусульманское философо-догматическое течение. Относит себя к Абуль-Хасану Али ибн Исма'илу аль-Аш'ари, оставившему му'тазилизм. Аш'ариты взяли себе умственные, философо-догматические указания и доказательства средством в аргументации со своими оппонентами от му'тазилитов, философов-атеистов и других. (См. "Упрощенная энциклопедия религий, сект и современных течений" док. Маниг аль-Джухани 1/87)
Сам же Абуль-Хасан являлся потомком в восьмом поколении великому сподвижнику Абу Мусе аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах. Есть небольшие разногласия по поводу года его рождения, однако более близким к истине (Аллаху же известно лучше) считают 260 год по хиджре. Выделяется этот период слабостью правления аббаситских халифов, а именно Абуль-Аббаса Ахмада (256-279 г. по хиджре), столицей которых был Багдад. С научной же стороны этот период украсили такие имамы, как: автор "Сунны" имам ибн Маджа (умер 273 г.х.), автор "Сунны" имам ат-Тирмизи (умер 279 г.х.), автор "Сунны" имам ан-Насаи (умер 303 г.х.), автор тафсира имам ат-Табари (умер 310 г.х.), имам ат-Тахауи (умер 321 г.х.), имам Мухаммад ибн Хузейма (умер 311 г.х.), и другие.
Несмотря на многочисленность учёных того времени, получилось так, что маленький Абуль-Хасан был воспитан в доме одного из самых известных му'тазилитских учёных того времени, а именно у Абу Али Мухаммада аль-Джабаи аль-Басри, который был потомком в шестом поколении ибн Абана, вольноотпущенника халифа Усмана, да будет доволен ими всеми Аллах. Случилось это вследствие смерти отца Абуль-Хасана, после чего его мать вышла замуж за аль-Джабаи. (см. Тарих ибн аль-Уарди 1/410, или аль-Мухтасар ибн Фида 2/30)
Так историк ибн Кадим, пишет: «Абуль-Хасан аль-Аш'ари из Басры был первым му'тазилитом в ней, затем отказался и покаялся в соборной мечети аль-Басры в день пятницы». (см. Фахрасат, стр. 231)
Другой учёный, имам ибн ас-Саджзи говорил: «Аль-Аш'ари провёл сорок лет на убеждениях му'тазилитов, затем покаялся». (см. «Рад 'аля ман анкара харф» стр. 168)
Следующим этапом в вероубеждении Абуль-Хасана было переосмысление взглядов му'тазилитов, их оспаривание и создание собственной философско-догматической школы. Историки передают различные причины его ухода из му'тазилизма. Так, одни утверждали, что причиной послужили сны в месяц Рамадан, в которых он видел пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, приказывающего ему вернутся к своей Сунне. (См. «Табакат ас-Субки» 3/347-349) Другие считали, что причиной послужили его диспуты с отчимом, после которых Абуль-Хасан разуверился в убеждениях му'тазилитов. (см. «Миляль уан-нихаль», аш-Шахрастани 1/93) Некоторые считали, что причины были внешние, как например недавняя победа приверженцев Сунны в лице имама Ахмада над му'тазилитскими правителями, и огромная неприязнь общества к му'тазилитам, (См. «Манхаджу ‘уляма аль-хадис уа ас-Сунна», стр. 160) и другие менее известные причины. Однако возможно, что всё вышеперечисленное могло иметь место.
Эта вторая стадия прекрасно охарактеризована шейхуль-Ислямом ибн Таймией, сказавшим: «Однако его опыт в философо-догматической практике был детальным, тогда как его опыт в Сунне был обобщённым, вследствие чего он и совпал с му'тазилитами в некоторых их основах, противоречащих Сунне, как он это делал в вопросе лицезрения (ар-ру'я), речи (аль-калям), и повествующих атрибутах (сыфат аль-хабария) и др.». (см. «Маджму' фатауа» 12/204)
На самом деле так и вышло, Абуль-Хасан аль-Аш'ари отойдя от му'тазилитов, стал ближе к приверженцам хадиса. Так он в противоречие му'тазилитам утвердил в своём новом мазхабе семь атрибутов Всевышнего, как то: жизнь (аль-хаят), знание (аль-‘ильм), желание (аль-ирада), сила-мощь (аль-кудра), слух (ас-сам'), зрение (аль-басар), речь (аль-калям). Что же касается повествующих атрибутов, как руки, лицо, глаза и т.д., он либо оставлял тексты под предлогом, что в акъыде-вероубеждении не принимаются хадисы аль-ахад, (предания, не удовлетворяющее требованиям преданий, относящихся к категории «мутауатир»), либо искажал явный смысл, как он это делал с аятами, трактуя их неправильно (та'уиль).
По поводу третьей стадии в вероубеждениях Абуль-Хасана Аль-Аш'ари есть разногласия. Так, шейхуль-Ислам ибн Таймия (см. «Дар'у та'аруд» 2/16), его ученик Ибн аль-Къайм (см. «Иджтима' аль-джуюш», стр. 181), Ибн Абуль-‘Из аль-Ханафи (см. «Шарх Тахауия», стр. 180) считали, что он умер на своём философо-догматическом мировоззрении, вместе с тем приблизившись к приверженцам Сунны и хадиса. Другая же группа учёных считала, что он всё-таки вернулся к Сунне и методу саляфов полностью. Это мнение разделил имам аз-Захаби (см. «Тазкиратуль Хуфаз» 2/907) и Хафиз ибн Касир (см. «Итхаф ас-са'ада», имама аз-Зубейди). И, скорее всего, вторая группа учёных ближе к истине, если учесть последнюю книгу, написанную имамом аль-Аш'ари под названием «аль-Ибана», в которой шейх сходится во мнениях со знатоками хадисов. (Кстати, эта книга уже вышла в свет на русском языке, в переводе Э. Кулиева).
Глава 3. «Предводители Аш'аризма вчера и сегодня»
Взяв у греков и у римлян мысли и труды
Совместили их с Исламом, натворив беды
Из наиболее известных аш'аритских учёных можно выделить:
1. Къадый Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Тайб аль-Бакъляни. Как сказал аль-Хатыб аль-Багдади: «Философ-догматик последователь Аш'аризма, надёжен (в передаче преданий), один из лучших знатоков каляма». (см. «Тарих аль-Багдад» 5/379) Сказал аз-Захаби: «Великий имам, не имеет равных среди мутакаллимов, предводитель правоведов». (См. «Сияру а'лям ан-Нубаля» 17/190) Автор более 50 книг и сочинений. Умер 403 г.х.
2. Имам аль-Харамейн Абуль-Ма'али Абдуль-Малик ибн АбдуЛла аль-Джуайни ан-Найсабури. Сказал аз-Захаби: «Великий имам, шейх шафи'итов, автор сочинений». Далее сказал: «Несмотря на его исключительный ум и религиозное предводительство в отраслях и основах мазхаба, а также его мощь диспута, он не был осведомлен в хадисе, как это подобает ему, ни текстом хадиса, ни его цепью передатчиков». (См. «Сияр а'лям ан-нубаля» 18/471)
3. Абу Хамид аль-Газали (умер 505 г.х.). Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали. Сказал о нём аз-Захаби: «Автор сочинений и обладатель исключительного ума, сначала изучил фикх у себя на родине, затем с группой студентов переехал в Найсабур, где неотлучно учился у имама аль-Харамейн, в связи с чем за короткое время стал искусным в фикхе и умелым в каляме и дискуссии». (См. «Сияр а'лям ан-нубаля» 19/323)
4. Имам Фахруд-Дин ар-Рази (умер 606 г.х.). Мухаммад ибн Умар ибн аль-Хасан аль-Къураши аль-Бакри ат-Табаристани. Предводитель философов-догматиков, обладатель обширных способностей в толковании наук…». (См. «Табакат аш-шафи'ия аль-кубра» 8/81)
Однако сообщается, что последние три шейха также покаялись в конце жизни.
Рассказал Абуль-Фатх ат-Табари аль-Факих: «Как-то я зашёл к Абу Ма'али (аль-Джуайни, один из учителей аль-Газали) во время его болезни, и он сказал: «Будьте свидетелями, что я отрёкся от всех высказываний, противоречащих Сунне, и я умираю на том, на чём умирают старухи Найсабура»». (Т.е. подобно простым людям, мусульманам, праведным предшественникам не увлекшимся философией и т.п.) (См. «Сияр а'лям ан-нубаля» 18/463). В другой версии: «О, мои товарищи! Не увлекайтесь калямом, если бы я только знал, что он доведёт меня до чего довёл, я бы не увлёкся им. Держитесь за религию старух! Горе Ибн аль-Джуайнию!» (См. там же)
Так, имам аль-Газали пишет: «Знай же, что явная истина, в которой нет сомнения у обладающих знанием, это метод саляфов, я имею ввиду сподвижников и таби'инов». (см. «Ильджамуль ‘ауам ‘ан ‘ильмиль калям», стр. 87, издательство дар аль-‘Араби, под редакцией аль-Му'тасим биЛлях аль-Багдади)
Также имам ар-Рази пишет: «Действительно, я опробовал пути калямитов и методы философов, и я не увидел в них пользы равной той, что я нашёл в Коране». - Далее он говорит – «…моя религия - это следование посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, моя книга это Великий Коран и моя опора в изучении религии на эти два источника». (См. «Тарихуль-Ислам» аз-Захаби 18/242, «Табакат ас-Субки» 8/90)
Осталось лишь дополнить, что современные мутакаллимы зашли ещё дальше, чем их древние шейхи. Если бы только не боязнь удлинения этого краткого исследования, то читатель нашёл бы то, что успокоило его сердце. Поэтому ограничусь лишь именами, о которых знают даже начинающие студенты, не говоря уже об обладателях знания.
1. Шейх Мухаммад Захид ибн аль-Хасан аль-Каусари аш-Шаркаси (умер в 1371 г.х.). Философ-догматик, суфий, чрезмерный последователь ханафитского мазхаба, порочащий некоторых предшественников. Автор более 60 трудов и сочинений по хадису, фикху, наукам Корана, грамматике, акъыде, биографии, логике, истории и т.д., большинство которых находятся в рукописях. (См. «Захид аль-Каусари и его идеологические взгляды. Изложение и критика». Али ибн АбдуЛла аль-Фухайд. Университет «Уммуль-Кура», Мекка)
2. Доктор Мухаммад Саид Рамадан аль-Бутый. Родился 1929г. на севере Ирака. В возрасте 4 лет переселился с отцом в Дамаск, где и начал своё начальное образование. Поступил в 1953 г. в Исламский университет аль-Азхар в Каире, где через 12 лет получил докторскую степень по шариатским наукам. Является автором более сорока работ по наукам шариата, литературы, философии, социологии, проблемам цивилизации. Является членом оксфордского академического совета. На данный момент является деканом шариатского факультета Дамасского университета. (сайт доктора аль-Буты, вouti.net)
Глава 4. «Основные заблуждения аш'аритов»
Отрицая атрибуты, делая та' уиль
Привнесли нововведения их основа «пыль»
1. Выдвижение вперед разума над текстами Корана и достоверной Сунны, в случае их внешнего противоречия. Апеллируя при этом ложными хадисами, как это мы находим у аль-Газали в «Ихья 'улум ад-дин» 1/83 и др. его книгах.
2. Непринятие хадисов аль-ахад в акъыде-вероубеждении. (см. «Асасу ат-такъдис» ар-Рази, стр. 167-170)
3. Искаженные убеждения существования Аллаха, по их словам Он не тело, и не предмет, не имеет места и стороны, и другие нововведенческие высказывания, которыми не пользовались праведные предшественники. В то время как метод предшественников в этом вопросе основывался на молчании, потому как нет указания на подтверждение и на отрицание этих тезисов.
4. Искаженное понимание таухида-единобожия. Основной акцент аш'аритов уделяется таухиду Господства, в котором не противоречили къурайшиты-многобожники, воевавшие с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается таухида аль-'ибада (поклонения) или аль-улюхия, то они не придают ему большого значения. Так, свидетельство веры «Ля иляха илля Ллах» они толкуют как: «нет Творца кроме Аллаха». В то время как правильное толкование имамов Сунны есть: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха». Что, в общем, и привело к послаблению, доведшему большую часть Уммы к явному многобожию, посредством поклонения могилам пророков, устазов и угодников.
Вот, что пишут современные мутакаллимы: «В-третьих, после разъяснения этих основ, те, которые обвинили ахль-сунну (аш'аритов - прим.автора) в ширке, подобном ширку мекканских мушриков, должны понять, что, когда мы просим заступничества через Пророка, или аулия, да помилует их Аллах, или просим его у них, мы не считаем, что у них есть сила оказать нам какую-то помощь. Мы обращаемся через них или к ним только потому, что это узаконил нам Сам Аллах, как средство приближения к Нему и испрашивание помощи посредством тех Его созданий, которых Он (Хвала Ему!) отметил своей особой благодатью». (см. «Таухид ар-Руббубийа – ключ к правильному пониманию Ислама» автор Абу Хасан аль-Малики) «Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают Ему в сотоварищи!»(28:68)
5. Первая обязанность для совершеннолетнего у аш'аритов это наблюдение (назар) или намерение наблюдения (касд), или даже сомнение. То есть, сначала для познания и поклонения Творцу следует обратить внимание на окружающее. Некоторые сказали: нет, обязанность просто вознамериться обратить внимание на окружающее; самые же крайние сказали: надо засомневаться, а потом прийти в процессе двух выше перечисленных стадии к познанию и вере. Иными словами, они объявили сомнение методологическим принципом познания. У приверженцев же Сунны первая обязанность сделать единым Аллаха сердцем, словом и действием в поклонении, господстве, Его именах и атрибутах. В то время как сомнение, в данном случае, является неверием.
6. Непригодные, противоречащие методу праведных предшественников толкования таких атрибутов Всевышнего как руки, глаза, лик, голень и других упомянутых в Коране и достоверной Сунне. Таким образом, аш'ариты признают лишь семь атрибутов Всевышнего. (Знание, Жизнь, Сила, Слух, Зрение, Речь, Желание – см. «Рисаляту иля ахль ас-сагр». Абуль-Хасан аль-Аш'ари, стр.67).
7. В вопросе имана-веры они между мурджиитами, говорящими, что достаточно сказать два свидетельства без деяний и джахмитами утверждающими, что достаточно просто верить в сердце, даже без произнесения этих свидетельств. (См. «Тамхид» аль-Бакъляни стр. 346)
8. В вопросе обвинения в неверии (такфир) у них нет четкой позиции. Иногда они говорят, что не обвиняют в неверии никого, иногда делают такфир только тем, кто делает его им. Порой обвиняют в неверии тех, кто буквально следует текстам Корана и Сунны. Метод же приверженцев Сунны, что такфир (обвинение в неверии) относится к правам Аллаха и Его посланника. Если по текстам Корана и Сунны человек впал в неверие, то он объявляется неверным без лишних на то колебаний и сомнений, таким образом, как это предусмотрено в шариате.
9. Коран у аш'аритов не является Словом Аллаха, в действительности. По их убеждению он Слово Аллаха, которое Всевышний произнес про Себя (или внутренним голосом). (См. «Накъду ат-т'асис» 2/52) Приверженцы же Сунны убежденны, что Коран - слово Аллаха, в буквальном смысле, без каких-либо интерпретаций и добавлений. Слово Аллаха слышимо ангелами и некоторыми пророками.
10. Аш'ариты фаталисты, т.е. убежденны, что у людей нет выбора. Все, что делается ими - все сотворено Аллахом, вера и неверие навязано. (См. «Иршад» стр. 268, «Нихаятуль-акдам», стр.297) Они придумали разные формулировки и нововведенческие термины, дабы завуалировать этот принцип, однако итог этих стараний ясен как солнце для зрячего. Эти попытки совместить противоположные утверждения привели к тому, что теория «присвоения-касб» аль-Аш'ари стала у арабов нарицательным обозначением чего-то невразумительного и запутанного. Приверженцы же Сунны находятся посредине между теми, кто говорит, что нет выбора (аш'ариты, джабриты) и между теми, кто приписал выбор и действие полностью человеку (кадариты, му'тазилиты). Истина же в том, что всё сотворено Аллахом, деяния человека в том числе, и у человека также есть выбор, верить ему или нет.
11. Также, их вредные убеждения в вопросе мудрости и причинности в творениях Аллаха. Они установили непригодные основы, исходя из которых, по их убеждению Всевышний Аллах может увековечить неверных в раю, а верующих в аду, если пожелает. Т.е. они решили, что все деяния Аллаха возвращаются лишь к желанию Аллаха, и не к чему-либо другому из Его великих сыфатов-качаств, атрибутов, таких как, например, справедливость, мудрость или милосердие. Так, аят: «Я сотворил джинов и людей только лишь для поклонения Себе» аль-Аш'ари толкует: «Имеется в виду часть джинов и людей, которые поклоняются Аллаху из них». (См. «Аллям'» 68 стр.) В то время, как этот аят является текстом, утверждающим в шариате мудрость, причину и цель, ради которой были сотворены все джинны и люди.
12. И последнее, их неправильное объяснение таких материальных истин как: космос, земной цикл, температура и т.п. Так, аш'ариты углубившись в те науки, которые им были не под силу, создали причину для дискредитирования Ислама учёными-естествоведами. (См. «аль-Фарк байна аль-Фирак», стр. 318, Абу Мансур аль-Багдади умер в 429 г.х.) По этому поводу шейхуль-Ислям сказал: «Ошибки же философов-атеистов в том, что они говорят по поводу богословия, пророчеств, воскрешения и законодательств намного больше, чем ошибки философов-догматиков, в то же время то, о чём говорится в науках естествознания и математики, то поистине, более близкие к правде философы-атеисты, чем те, кто их опровергает из последователей каляма. И поистине, большая часть разговоров последователей каляма в этих темах без знаний, без рассудка и без шариата». (См. «Рад 'аля мантыкъийн», стр. 311)
Глава 5. «Справедливости ради»
Здесь я бы хотел указать на некоторые положительные качества этого течения, исходя из слов Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это - ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (5:8)
Их согласие с ахлюс-Сунна в таких вопросах акъиды как:
а) Вопрос предводительства и предпочтения четырёх халифов.
б) Вера в Судный день, в общем, и в частности.
в) Вопрос заступничества.
г) Вопрос о том, что грешники (мусульмане) не останутся навечно в аду.
2. Далее, и это очень значимо, защита ими в своё время Ислама от таких крайне заблудших сект, как му'тазилизм, рафидизм, батыния и им подобных.
3. Защита ими Ислама от философов-атеистов.
4. Служение Исламу посредством написания прекрасных работ по фикху-правоведению, усулюль-фикху, основам правоведения, арабской грамматике, хадисоведению, истории и т.д.
5. Раскрытие ими тайных концепций крайних догматиков и опровержение их разрешёнными рациональными методами.
Что же касается о месте аш'аритов в исламской умме, то на этот вопрос хорошо и справедливо ответил шейхуль-Ислям ибн Таймийя, сказав: «Они считаются из ахлю-Сунна уаль-джама'а в противоположность, например, му'тазилитам, рафидитам и им подобным» (см. «Накду ат-т'асис» 2/87). В другом месте: «...и они, в общем, наиболее близкие мутакалимы к мазхабу приверженцев Сунны и хадиса». («Маджму' фатауа» 6/55)
Также сказал: «аль-Аш'ари, и ему подобные, как преграда между саляфами и джахмией. Они взяли у первых достоверные высказывания, а у вторых рационалистические основы, посчитав это всё правильным, в то время как это непригодно. («Маджму' фатауа» 16/471)
После таких высказываний приверженцев Сунны, надеюсь, каждый познает справедливость метода саляфов ко всем нововведенцам, несмотря на их обвинения нас в неверии. Но ведь только Аллах ведет к прямому пути кого пожелает.
Глава 6. «День сегодняшний»
Здесь же мне бы хотелось отметить, что в последнее время глашатаи аш'аризма в России ведут свою агитационную деятельность посредством цитирования больших учёных-халяфов (позднего периода) этой Уммы, поэтому, видя целесообразность разъяснения, важно выделить, что ни один из учёных-саляфов (учёные раннего ислама) не исповедовал веру, подобно аш'аритам. Если аш'ариты найдут нам хоть одного из учёных первых трёх поколений, разделяющего их убеждения, автор этих строк первым назовёт себя аш'аритом. Всевышний сказал: «Скажи: Представьте ваши доказательства, если вы правдивы!» (аль-Бакара, 2:111). Также приверженцы Сунны берут в свидетели Аллаха, присутствующих ангелов и праведных рабов, что они далеки от уподобления Аллаха творениям (ташбих), и далеки от придавания Аллаху телесности (таджсим), и далеки от тех ярлыков (мушаббиха, муджассима, хашауия) которыми нас обзывают аш'ариты в своих работах. Как же великолепны слова поэта:
Имена, которыми вы обозвали приверженцев хадиса,
помощников Корана и Имана
Вы и ваши шейхи обозвали их
Ложно, без всякого султана (права, доказательства)
Вы сделали это руганью, дабы пугались их
Подобно козням колдуна-шайтана,
И клянусь Аллахом, грех их был лишь только в том
Что ухватились за откровение Аллаха и Фуркана.
Далее завершил:
Клянёмся Аллахом, ни один из нас, ни разу не сказал
Что Аллах телесный. О, обладатели бухтана! (клеветы)
Аллах ведь знает, что в описании Его
Мы не преступили священного Корана
(смысловой перевод из поэмы «Нуния» ибн Кайма аль-Джаузийя)
От Абдуллы ибн Мубарака передается, что как-то сын Абу Хатима спросил своего отца и Абу Зар'а о вероубеждении приверженцев хадиса, на что они ответили: «Из всех учёных, которых мы встретили в разных странах, таких как Хиджаз, Ирак, Шам и Йемен, из их мазхаба-пути было то, что вера - это слово и дело, увеличивается и уменьшается. И Коран - Слово Аллаха, не сотворён никак, предопределение хорошего и плохого от Аллаха … - далее перечислив основы, на которых стоят приверженцы хадиса, они сказали - …и из опознавательных знаков еретиков то, что они называют приверженцев Сунны - хашауия» («Шарх усуль аль-и'тикъад», имам аль-Лялякаий, стр. 1/179)
Шейхуль-Ислям Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, перечисляя то, в чём противоречил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сторонникам джахилии (невежам, многобожникам), сказал: «58 отличие: обзывание ими приверженцев руководства субаты и хашауия.» (см. «Масаиль аль-джахилия» стр. 17)
В заключение прошу Аллаха вразумить наших заблудших братьев, называющих себя по невежеству аш'аритами. О Аллах, вразуми их! Раздели между ними и их заблудшими учителями, сеющими ересь. О Аллах, внуши им любовь к книгам учёных первых трёх поколений. Поистине, Ты ведёшь к прямому пути кого пожелаешь.
Послесловие
Незадолго до выхода этой работы мне случайно попало в руки небольшое исследование, сделанное одним из современных последователей каляма, в котором он пишет: «Итак, в наступившем столетии три области каляма сыграют для мусульман особую роль: во-первых, доказательства существования Бога через необходимость и замысел; во-вторых, опровержения ереси сайентизма и атеизма; и, в-третьих, распространения терпимости среди мусульман. Один из важных уроков, почерпнутых из истории каляма: если мусульманин ожидает, что его брат не согласится с ним по всем пунктам его убеждения, то они все равно смогут сойтись на общих позициях, и через достигнутое согласие не позволить этим различиям перекочевать из их умов в их горячие сердца». (См. «Калям и Ислам» автор Нух Кёллер.)
Хотелось бы надеяться, что именно этим и будут заниматься наши российские мутакаллимы, и оставят те нововведения в области акъыды, в которых даже их ранние шейхи имели разногласия. А также оставят свою клевету и обзывание приверженцев Сунны и Джамаата названиями разных сект и течений.
К сказанному лишь добавлю, что Коран переполнен образцами диспута с неверными. Так каждый пророк, приходя к своему народу, непременно вступал с ними в дискуссию, привоя доводы своей правдивости.
К примеру, в истории Нуха, мир ему, мы находим: «Они сказали: «О Нух! Ты пререкался с нами и пререкался долго. Так яви же нам то, чем ты угрожаешь нам, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду». (Коран 11:32).
И в истории Ибрахима, мир ему: «И препирался с ним его народ. Он сказал: «Неужели вы препираетесь со мной из-за Аллаха, в то время как Он вывел меня на прямой путь? И я не боюсь того, что вы придаете Ему в сотоварищи, если только чего-либо не пожелает мой Господь. Объемлет мой Господь всякую вещь знамением. Неужели же вы не опомнитесь?» (Коран 6:80-81)
И в истории пророка Худа, мир ему: «Он сказал: «Уже пало на вас от вашего Господа наказание и гнев; неужели вы будете препираться со мной об именах, которые дали вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспосылал никакой власти? Подождите же, и я с вами ожидаю». (Коран 7:71)
«И Мы не посылаем посланцев, иначе как вестниками и увещателями. И препираются те, которые не уверовали, ложью, чтобы сокрушить ею истину. И принимают они Наши знамения и то, чем их увещали, с насмешкой».(Коран 18:56)
И в повелении Мухаммаду, да благословит его Аллах и прив