Во-первых: Во времена Откровения, мусульмане узнавали постановления Ислама от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) через стихи Священного Корана и хадисов его Сунны. Следовательно, не было никаких различных мнений среди них кроме относительно некоторых незначительных вопросов. Если бы это случалось, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил бы им, что было правильно.
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер, и сахабы распространились в различные регионы, чтобы проповедовать Ислам людям, тогда появились некоторые различия относительно некоторых постановлений фикха, которые возникли в разное время и в различных местах. Эти различия происходили из-за множества причин, о которых мы подведем итог здесь со слов ученых:
1) Свидетельство (доказательство) не достигло того, кто имел различное мнение, и он сделал ошибку в формировании своего мнения.
2) Хадис достиг ученого, но он не расценивал передатчик как заслуживающий доверия, и он думал, что это идет против того, что является более сильным. Таким образом, он последовал за тем, что он посчитал было более сильно, чем это.
3) Хадис достиг его, но он забыл это.
4) Хадис достиг его, но он понял это в другом смысле, нежели первоисточник.
5) Хадис достиг его, но он было аннулирован, и тот не знал текст аннулированного.
6) Он думал, что это противоречило тому, что было более сильно чем это, было ли это текстом или согласием ученных (иджма)
7) Ученый использовал слабый хадис как основание для его постановления, или он получил постановление посредством слабых аргументов.
Для детального обсуждения этих причин и других, см. Раф аль-Малам аль-Аиматиль Алям шейха уль-Ислам ибн Таймия, и аль-Хилаф байна аль-Уляма: Асбабуху ва Макифуна минху шейха аль-Усаймина.
Мы думаем, что то, что мы упомянули о причинах различных мнений среди ученых относительно дел фикха будет ясно к вам иншаАллах.
Во-вторых:
Какое должно быть отношение мусульманина к различиям, которые возникают между учеными? Другими словами, какому академическому мнению должен следовать мусульманин в тех делах, где существуют различные взгляды? Ответ зависит от следующих факторов:
1) Если мусульманин - тот, кто изучил шариатское знание и узнал его основные принципы, а также незначительные вопросы, и он может отличить верное и неверное мнение ученых, то он должен следовать за тем, что он считает верным и игнорировать то, что он считает неверным.
2) Если мусульманин один из рядовых людей, или не изучал шариат, и таким образом не может различить правильное и неправильное мнение ученых, то он должен следовать фетвам ученых, знанию которых он доверяет и кого он считает заслуживающим доверия и религиозно преданным, живет ли он в его собственной стране или в другой стране, и различия между учеными не будут иметь значение после этого. Он не должен менять свое поведение, потому что он слышит мнение другого ученого, выпускающего фетвы, которое отличается от того, за которым он следует. Если только он не понимает, что то, что он узнал позже - правильное мнение, на основе его уверенности в религиозности и полноте знаний второго шейха.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах) сказал:
«Тот, кто имеет свидетельство, обязан следовать за свидетельством, даже если это идет против мнений некоторых из имамов, если это не идет против согласия уммы. Тот, кто не имеет никакого знания, должен спросить ученых, потому что Аллах говорит :
“Так спросите из тех, кто знает Священное писание, если Вы не знаете” [Пчелы,16:43].
Он должен спросить того, кого, как он полагает, имеет больше знания и более религиозен. Но это не означает, что так поступать обязательно, потому что тот, кто лучше, может сделать ошибку относительно специфической проблемы, и тот, кого считают менее осведомленным, может оказаться правым относительно этого вопроса. Но приоритет нужно отдать тому, кого считают более знающим и религиозным».