Создав человека совершенным, Аллах наградил его разумом, сознанием и исключительным превосходством над другими творениями. Естественным следствием этого превосходства является ответственность человека. Величайшей ответственностью человека, возвышающей и облагораживающей его, является умение достойно выполнять свой долг перед Аллахом. Всевышний обратил человеческий взор к Священному Корану, и это является самым драгоценным Его даром.
Обладание этим да¬ром ещё больше увеличивает ответственность человека, ибо он находится в долгу за каждую оказанную ему милость. Такова логическая необходимость. Всевышний Аллах подарил человеку всю Вселенную, со множеством ее миров, доверил детей, богатство и здоровье. Человек же обязан это бережно хранить.
Ценнейшим даром среди бесчисленных милостей, оказанных Всевышним людям, является Коран, ниспосланный как Руководство к богослужению, через любимого Им Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Зная это, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в своем обращении во время совершения Прощального Хаджа призвал единоверцев, в первую очередь, проповедовать Священный Коран. И сподвижники поклялись Ему в этом. Тогда Пророк (мир ему и благословение) три раза повторил: "О Аллах, будь Свидетелем!"
Как бы ни был красноречив человек, все же возможности его ограничены. Однако слова Аллаха бесконечно содержательны, безгранично велики и бездонно глубоки. В них очевидны чудеснейшая, вечная гармония и изначальное блаженство.
Как бы ни развивались наука и человеческое мышление, им не достичь высот истины Корана, потому что Коран есть отражение истины Создателя, доступной для нашего восприятия. Но также, как разум не в состоянии постичь Всевышнего, так и глубина истин Корана не может быть до конца ясна человеку.
Все проведённые исследования и переводы, преследующие цель полней¬шего разъяснения смысла истин Корана, подобны крохотной капле в безбрежном океане. Джалал ад-дин Руми писал: "Чтобы переписать строки Корана достаточно немного чернил, а чтобы постичь его, не хватит безбрежных морей и необъятных водных стихий".
О бесконечности истин Корана Aллах Сам сказал:
"И если б в перья обратились
Деревья все, что на земле,
(Для записи Словес Аллаха),
И если б океан
(земной в чернила обратился),
И влились в него
ещё таких же семь,
То и тогда бы
не иссякли Его Слова,
Аллах, поистине,
Велик и Мудр!" (Сура "Лукман", 27).
Духовное наслаждение и умиротворённость, возникающие при чтении Священного Корана, наделяют деяния человека гармонией и величием. В отсутствие же духовного наслаждения, деяния человека теряют гармонию, а его жизнь превращается в сумбурное противостояние низменных страстей.
Вся Вселенная подчинена Божественному порядку, и только человек, наделенный Творцом малой толикой воли, может выйти за пределы этой гармонии, поддавшись соблазнам. Земной мир - это постоянное испытание для человека. Если эта крошечная воля, дарованная человеку, будет использоваться им вопреки велениям Всевышнего, то нам не избежать трагедии.
Священный Коран представляет собой собрание велений и запретов Аллаха, призывающих людей к безупречной нравственности, честности, сознательному служению Всевышнему, он приближает человека к истинному счастью.
Коран, привлекая внимание к красоте, величию, нежности и тон¬кости, существующим во Вселенной, будит в душе верующего трепетное волнение веры Он открывает человеку мир любви к Аллаху и Его Пророку (мир ему и благословение), который говорил: "Примкните к Корану, обращайтесь к нему, считайте его своим наставником, потому что Он - воспитатель миров, Священная Книга и Слово Аллаха. Коран пришёл от Аллаха и вернётся к Нему".
Для духовного человека Коран - это величественные двери в божественный мир. Коран - это источник Мудрости Аллаха для страждущих и утомлённых душ. Человек, не знающий Корана, навечно мёртв.
Перед страшной правдой смерти Коран успокаивает человека: являясь источником Мудрости Аллаха, он преподносит смерть, как реальную счастливую возможность встречи с Аллахом.
Самые прекрасные слова - это Слова Корана, и потому голос читающего его человека достиг наивысшей степени своего звучания и проникновенности. Души, жаждущие правды, не могут пресытиться звучанием Корана. Для утонченных душ мелодии Корана благоухают райскими ароматами.
Невежественные люди, увлекшиеся лишь изумительным звучанием Корана и не способные постичь глубину его мудрости, лишены благ, дарованных Кораном человеку в земной жизни.
Тайну смерти, неподвластную разуму, Коран разъясняет нам с силой солнечного света, прорывающего ночную мглу: он представляет реальность смерти, вызывающий трепет, как путь, ведущий в бесконечный и безмятежный мир. Люди, предающие земле своих близких, в неведении о том, что происходит под землёй.
Люди спасаются от землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий, считая их явлениями природы, но их следует расценивать как знамения Всевышнего. Как странно, что люди, живущие на земле, принадлежащей Аллаху безразличны и даже враждебны к истинному ее Владыке. В аятах так сказано об этом:
"Ужель не видит человек, Что Мы его
из капли спермы сотворили?
Увы! Он перед нами предстаёт с открытою враждой!" (Сура "Ясин", 77).
Согласно учению Ислама, могила - это пропасть Ада или же уголок Райского сада. Человек без Корана ничем не отличается от тех несчастных, что страдают во чреве Ада - эти люди словно живые трупы.
Верующие, чьи души озарены светом Корана, всегда пребывают на высокой ступени познания истины Аллаха. Слова Всевышнего погружают их в размышления о том, что все мы, живущие на земле, принадлежащей Аллаху, пользуемся Его благами. Коран велит нам вникнуть в его мудрость и вернуться к своему Создателю с чистой душой.
Наследниками любого человека являются его дети. Однако истинным наследством, оставленным потомкам, является духовное наследие. Детям должны быть завещаны не блага тленного мира, а счастье обладания непреходящими ценностями. В противном случае в Судный день ребенок будет в обиде на своих родителей.
Ничто так не обедняет нравственность человека, как незнание Корана. Большой виной и тяжким грехом единоверцев Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является забвение Корана. Поэтому мы должны стремиться сами учить своих детей жить по законам Священного Писания, прививать им любовь к нему.
Человеческая жизнь разделена на два этапа: быстротечное существование в этом мире и вечная жизнь. Если из нерелигиозных наук мы можем почерпнуть лишь скудную информацию о загробном мире, то религиозные науки дают нам обширные сведения о счастье, здравии и благополучии в обоих мирах.
Жизнь общества, лишившего себя духовности Корана, является несчастной и напоминает беспросветную мглу тёмной ночи. Люди, кичащиеся знаниями и оспаривающие истины Корана, не задумываются о том, что их разум как основа человека, был создан Аллахом, что проблемы в их сознании зародились по Его воле. Истины же Корана охватывают и этих людей, и все те науки, что созданы ими.
Теряясь в догадках, в какой вуз определить ребёнка, многие люди не придают значения курсам Корана, лишая своих детей чудесных Слов Аллаха. Разве этот факт не прискорбен?! Успех будет настоящим, если мы оставим после себя поколение, пребывающее в молитвах о нас и обогащающее нашу духовную жизнь.
Множество фактов истории свидетельствуют о том, что нации, семьи, отдельные личности были настолько счастливы, насколько покорны Корану. Общества, не воспринимающие Коран не знают, что достигнутые ими покой, комфорт и благосостояние несёт им Священное Писание. Свои достижения они объясняют случайным взаимо¬действием различных факторов.
Будущее каждой нации зависит от достижений ее молодежи, которая имеет в различные исторические эпохи свои стремления и переживания. Иногда склонность к тому или другому превращается у молодых людей в пламенную веру.
Нравственность молодого поколения определяется степенью восприятия им веры. Мораль всей нации питается теми духовными ценностями, которыми обладает ее молодое поколение.
Но не следует забывать, что об истинах Аллаха, причинах бытия, надо рассказывать в естественной для них форме. Человек должен пони¬мать, что в свете знаний этих истин его жизнь не кончается. И потому существование Ислама до Судного дня есть проявление воли Аллаха.
Победа Ислама и его распространение, вопреки множеству препятствий на протяжении сей истории, еще никому не причинили вреда. Как неподвластно человеку затмить солнечный свет, так невозможно уничтожить веру и Единобожие, ибо сам Аллах покровительствует им. Власть Аллаха - обязательное условие существования жизни на земле.
Воля Аллаха в этом мире проявляется лишь как совокупность причин. И оттого продолжительное существование Ислама и его победа, зависят от многих причин, наличие которых есть фактор воздействия на верующих: они являются поводом для обращения к Корану и черпания из него нравственности.
В каждый смутный период истории избавлением от тягот служит Священ¬ный Коран. Это есть истинное благо. Наше время - это время тяжелых испытаний, имеющих жизненно важное значение.
Современная эпоха - это время возрождения духовности всех мусульман и возвращения их к Корану. В основе нашей веры лежит обещание Аллаха "завершить Свой свет в Судный День". Это обещание Аллаха осуществит руками людей, поэтому мы должны активно и самоотверженно участвовать в его воплощении в жизнь. Иначе Аллах выполнит Своё обещание без нашего участия, и те, кто остался в стороне, будут в ответе за это.
Человек зависим от своей судьбы. И понесут наказание те, кто, противясь ей, отказываются от выполнения велений Аллаха.
Чтобы избежать столь печальной участи, необходимо воспитывать в себе самоотверженность в содействии победе Ислама и оказывать в этом поддержку другим мусульманам. Что может быть достойнее этой работы на пути служения Аллаху? Но не прикладывать никаких усилий на этом пути, не использовать свои возможности, уповая на Аллаха, - пустое дело. В аятах говорится:
"Скажи: О Аллах!
Повелитель всех миров!
Ты изымаешь власть
или её даруешь
Тому, кого угодою
Своей сочтёшь.
Чтишь праведных и
Милостью своей
обходишь тех,
Кто недостоин Твоей чести,
В Твоей руке -
все блага мирозданья,
Ты всемогущ над всем и вся"
(Сура "Али Имран", 26).
"Они - все те, кто говорит:
Не тратьте ничего на тех,
Кто у Посланника Аллаха
Тогда рассеятся они,
(И город наш покинут)
Но лишь Аллах сокровищами
неба и земли владеет Он
А лицемеры этого
не понимают!"
(Сура "Аль-Мунафикун", 7).
Отрицание Корана, являющегося Раем и ведущего людей к счастью и зрелости, народы - к славе и высоте, поистине, чревато тяжёлыми последствиями, бедами и лишениями. Каждый задумывающийся над этим человек без сомнения должен быть сознательным мусульманином и жить, принимая во внимание возможность перечисленных тяжёлых последствий.
Насколько велико несчастье быть враждебно настроенным к Корану, настолько же караемо небрежное отношение к нему. Современные люди, поддавшись пагубному воздействию моды, плывут по течению жизни, словно бревна по реке.
И чтобы защититься от заблуждения, неверия и малейших компромиссов с совестью, мы должны учить своих близких и окружающих людей Корану, стараться проповедовать его свет, благотворность и наслаждение. Мы всегда должны помнить о своей потребности в Коране, постоянно общаться с ним, действовать согласно его велениям и запретам. Это поможет нам принять мораль Корана. Обратные действия приведут к трагедии. Земные страсти ничто по срав¬нению с вечным будущим.
В Коране сказано:
"Что ж им не поразмыслить над Кораном?
Иль на сердцах у них затворы?" (Сура "Мухаммад", 24).
Учителя Корана обязательно должны проявлять предельное вни¬мание к учащимся. Души учеников должны переполняться любовью к учителю. Ещё до изучения "Алиф-ба" (азбука) ученики должны понимать значение буквы "алиф" в контексте Корана.
Ду¬ши учащихся должны воспитываться в любви к Аллаху и Его Про¬року (мир ему и благословение). В их невинных душах должны отразиться вся тон¬кость, изящество и этика Ислама.
Обучение Слову Аллаха следует начать с трепетного обращения ко Всевышнему, чтобы крохотные сердца поняли разницу между «алиф-ба» Корана и другими алфавитами, и в последствии, на протяжении всей своей жизни с уважением относились бы к Корану и растворялись в нем, чтобы могли стать лучезарной сокровищницей его божественных тайн.
Жизнь в земном мире преходяща, нам отведено в ней определённое время. Столетия и люди - кочевники. Переход из мира теней, который мы когда-то покинем в мир истины - это неизбежная реальность.
Шагая по земле, мы сознаем, что когда-нибудь и мы станем ее горстью. И чтобы жить, согласно этой истине, необходимо лишь искренне внимать всеобъемлющую правду Корана с любовью и верой.
В воспитании у ребёнка сознательного подхода к своей настоящей и будущей жизни важнейшая роль принадлежит родителям. Как счастливы те, кто оказывает эту достойную услугу своим детям и грядущим поколениям, те, кто по Справедливости Аллаха выполнил свой долг перед Кораном.
О Всемогущий Создатель! Сделай нас из числа Своих искренних рабов! О Аллах! Спаси нашу Родину и народ от безнравственности, неверия и отдаления от Корана! Озарив нас великой Истиной Корана в бренном мире, одари нас Райском жизнью, ниспошли нам потомства, наслаждающиеся Кораном. Аминь!
Осман-Нури Топбаш "Altinoluk" (Золотой родник)