После многобожия, тяжелейший грех - непослушание родителям. Это такое зло, что истинный мусульманин не может его представить без отвращения. Благородство, доброта и признательность - это три основных качества, которые украшают человека в этом аспекте. Тот, кто не воспитывает в себе эти основные качества, не сможет выполнить свои обязанности ни по отношению к Аллаху, ни по отношению к людям. Следовательно, мусульманин, покорный Аллаху Всемогущему, никогда не должен быть непослушным или невнимательным к своим родителям. Абу Бакр сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Не сказать ли вам о трех главных грехах?" Все сказали: "Воистину, о Пророк!". Тогда он сказал: "Приобщать Аллаху сотоварища, не слушаться родителей, - приподнявшись, он продолжал, - говорить ложь или давать лжесвидетельствовать". Он продолжал повторять свои слова так долго, что мы пожелали, чтобы он замолчал". (Аль-Бухари и Муслим)
В этом хадисе слово "акук" используется для передачи смысла непослушания родителям. Это арабское слово означает невнимательность, грубость, презрительное отношение и неповиновение.
Рассказывают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах откладывает наказание человека за грехи до Судного дня, если Он пожелает. Но Он наказывает за непослушание родителям в этой жизни, до самой смерти". (Хадис достоверный, Аль-Хаким)
В хадисе, переданном Саубаном, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что совершение трех тяжких грехов может свести на нет все благодеяния: приобщение Аллаху сотоварища, непослушание родителям и бегство на поле битвы в джихаде.
Мугира ибн Шу'ба рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: "Поистине, Аллах запретил вам непослушание вашим матерям, жадность и скупость, и детоубийство (закапывание живьем родившихся девочек). И ненавистно Ему ваше многословие, чрезмерное любопытство и расточительность".
Это также указывает на то, что нам следует быть особо внимательными по отношению к настроению, привычкам, темпераменту, предпочтениям наших матерей. Мы не должны даже помышлять о том, чтобы быть грубыми и непослушными им. Слушаясь и повинуясь им, мы можем обрести уверенность в милости Аллаха Всемогущего.
Степень страданий, происходящих от непослушания матери, может быть показана на примере следующего хадиса:
"Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговаривал со своими сподвижниками, когда подошел к нему человек и обратился со словами: "О посланник Аллаха, один юноша сейчас лежит на смертном одре. Люди говорят ему произнести шахаду, но он не может этого сделать". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Совершал ли он салят (молитву при жизни)?" Он ответил: "Да". Затем он, в сопровождении того человека и со всеми, кто присутствовал в тот момент, прошел в дом умирающего юноши. Тот юноша пребывал в самом конце своего жизненного пути. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал ему произнести шахаду. Юноша ответил ему, что он не может этого сделать, так как эти слова не выходят у него из горла. Он (мир ему и благословение Аллаха) подозвал мать умирающего, к которой тот проявлял непослушание до самых последних дней. Когда его престарелая мать приблизилась к ним, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "О мать, твой ли это сын?" Она ответила, что это так. Затем он задал ей еще один вопрос: "О мать, если бы мы угрожали бросить твоего сына в пылающий огонь, простила бы ты ему тогда?" Женщина ответила, что, несомненно, она бы сделала это тотчас же. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если так, объяви, взяв в свидетели Аллаха и меня, что ты с сего момента довольна им". Старая женщина с готовностью объявила: "О Аллах, Будь Ты и Твой посланник моими свидетелями, что я довольна своим любимым сыном". Сразу после этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к умирающему и приказал ему произнести: "Нет бога, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и Мухаммад - Его раб и посланник". Благодаря прощению матери, тот юноша почувствовал, что слова сами текут у него изо рта, и произнес шахаду. Увидев это, Пророк восхвалил Аллаха Всемогущего и возблагодарил Его, сказав: "Хвала Аллаху за то, что Он спас этого человека от страшного адского огня через меня". (Ат-Табарани и Ахмад)
Признание великой благодетели родителей - это основа нашего преуспеяния в том, чтобы вести себя с ними достойно, так как они - причина нашего появления на свет. Это позволит нам придерживаться ихсана в отношениях с родителями, что явится признаком здоровой и естественной натуры.
К сожалению, иногда, такая натура портится и люди начинают смотреть на свою жизнь с недовольством. Впоследствии, они обвиняют своих родителей за то, те они произвели их на свет или что они не могут жить в достатке и в радости, которые якобы заслужили. Своим существованием человек обязан Аллаху и только Ему, ведь Он предопределяет, кто будет родителями человека, где он будет рожден, когда он будет рожден и какой удел он получит. Наши родители оказали нам великое благо, и наш Создатель приказал нам, чтобы мы не выражали им ни малейшего неудовольствия, даже если они сделали что-то, что нам не по душе или поступили в чем-то неправильно. А наоборот платили им своей любовью, мягкосердечием и заботой, и это самое малое из того, что мы должны сделать.
Поэтому, будучи мусульманами, давайте же не будем воспринимать западную культуру, окружающую нас, в которой матери - всего лишь служанки, а отцы - мальчики на побегушках. Нам следует противопоставить тому, чему учит современное телевидение и общество в обращении с родителями, доступное разъяснение своим детям того, что сказал Аллах и Его посланник о правах родителей. И, самое главное, мы должны учить их на своем примере, - обращаясь со своими родителями ласково, уважительно, с почестями и нежностью, что они заслужили. Нашим добрым обращением со своими родителями мы сможем обрести надежду на то, что наши дети переймут то же самое, и, в свою очередь, будут добры с нами.