Давным-давно, когда человечество только зарождалось, один из сыновей Адама, Кабиль, ослушался своего отца. Он решил жениться на своей сестре -двойняшке, но это было запрещено Всевышнем. Аллах приказал Адаму выдать дочь замуж за другого сына, Хабиля. Но Кабиль был неумолим. Тогда Адам посоветовал своим сыновьям принести Аллаху какую-нибудь жертву. «Кого из вас приблизит к себе Господин миров, то есть чью жертву из вас примет» – сказал он, - «тому и будет женой Аклима (так звали дочь Адама)». И сыновья решили внять его совету. Хабиль пожертвовал барашка и его жертва была принята. Кабиль же, не затрудняя себя, просто сжёг охапку соломы, думая, что и этого будет достаточно. Он считал себя достойнейшим и не сомневался в положительном для него исходе спора. Но не принял Аллах его неискреннего поклонения. Вспомним пророка Ибрагима (г.с.), друга Аллаха, которому было приказано пожертвовать своим сыном. После такого душевного испытания Аллах послал овечку из рая и сказал, что Ему достаточно было видеть у Ибрагима искреннее стремление к поклонению. Всевышнему не нужны человеческие жертвы. Но готовность к любым жертвам приближает человека к Аллаху.
Из этих двух историй мы видим, что смысл курбана – жертвоприношения есть приближение к Аллаху. «Аллах не приблизит вас к себе, не примет ваших благих деяний до тех пор пока вы не пожертвуете из того, что вам очень дорого», – говорится в Коране. В тоже время Всевышний обращается к нам со словами: «Не доходит до Аллаха ни кровь, ни мясо, ни шкура ваших жертвенных животных, но этим увеличивается ваша богобоязненность». То есть Аллаху прежде всего нужна наша искренность в поклонении Ему. Он как бы говорит, что, пожертвовав ради довольства Всевышнего самым ценным что у вас есть, вы добиваетесь Его благосклонного отношения в этом и в будущем мирах. Таким образом воспитывается праведность и искренняя любовь в отношении Аллаха.
Вменяя нам в обязанность жертвоприношение, Всевышний даёт понять, что человеческие жертвы ему не нужны. Он учит нас ценить людскую жизнь. Проливая кровь домашних животных, которые предназначены Аллахом нам, людям, для еды, мы молим Всевышнего о непролитии крови человека. Просим того, чтобы люди могли радоваться пище, которую ниспосылает Аллах, умели ценить не только жизнь людей, но и жизнь всех тварей, во всех ее проявлениях в окружающем нас мире.
Мы должны обратить внимание на то, что внешняя суть жертвоприношения заключается в сострадании к неимущим, нищим и беспомощным. Так как мясо жертвенных животных раздаётся именно им, тем, которые не могут позволить себе сытного обеда или ужина. Так в человеке воспитывается сострадание к себе подобным.
Некоторые люди видят в жертвоприношении жестокость, издевательство над животными и всячески стараются очернить этот ритуальный обряд мусульман. Но они в тоже время оправдывают бессмысленные войны, убийства, голодную смерть ни в чём не повинных людей. Эти люди доказывают, что только животные достойны хорошего отношения, т.к. человек уже не достоин этого. Но это неправильные рассуждения. Все творения Аллаха достойны лучшей доли, в том числе и животные. Но человек еще и совершенное, разумное творение Всевышнего, и всё остальное, окружающее его, предназначено Аллахом для того, чтобы он мог спокойно жить на этой земле.
Мы должны помнить и не забывать о том, что Всевышний создал нас и подарил жизнь. Поэтому, чтобы Он нам не приказал, мы должны беспрекословно следовать этому. Потому, что Аллах желает нам только добра в этом и будущем мире.
Имам-хатыйб мечети "Булгар" Ильдус Фаиз