Глава Англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс высказал мнение о неизбежности включения некоторых норм шариатского права в британское законодательство. Об этом он говорил на лекции, прочитанной в рамках цикла дискуссий "Ислам в английском законодательстве", проходящей под эгидой "Фестиваля Тампля". Великобритания "должна признать факт": некоторые жители страны не связывают себя рамками существующей правовой системы, считает Уильямс.
По его мнению, включение определенных правил шариата в юридическую практику способствовало бы сохранению единства в британском обществе, поскольку в таком случае мусульманам "не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране", считает Уильямс.
Архиепископ утверждает, что британское общество сможет найти пути соотнести исламскую мораль с законом, как уже случилось с другими религиями. Необходимо предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и преданностью закону, полагает Уильямс.
Он подчеркнул, что он ни в коем случае не подразумевает, что личные права человека как последователя той или иной религии будут ставиться выше его прав как гражданина Великобритании. Глава Англиканской церкви считает, что большинству людей необходимо по-новому взглянуть на законы ислама.
"Ни один человек в здравом уме не захочет видеть в своей стране проявления негуманности, которые у многих ассоциируются с исламом: телесные наказания или жестокое отношение к женщинам", – сообщил архиепископ.
По мнению Уильямса "легализация" законов шариата позволит избежать ситуации, когда представители исламской диаспоры решают спорные вопросы в частном порядке, руководствуясь своими представлениями о законе.
На вопрос о том, как принятие законов шариата отразится на соблюдении прав человека, Уильямс ответил, что не следует считать какую-либо систему несостоятельной в отношении соблюдения прав человека только потому, что мы не до конца понимаем ее.
В Великобритании без малого 1,6 млн мусульман – это 2,7% населения страны. Суды шариата уже существуют, но у них нет юридического статуса, и их решения не являются обязательными.
Позиция англиканского иерарха тут же подверглась жесткой критике со стороны британского правительства, его собственной Церкви и представителей других религий.
Пожалуй, только глава организации "Рамадан" Мохаммед Сафик одобрил позицию архиепископа Кентерберийского и выразил надежду, что британское правительство предоставит мусульманам "возможные удобства".
Председатель правления организации Liberal Judaism раввин Дэнни Рич заявил следующее: "Я потрясен тем, что он такое сказал. Еврейская община на опыте выяснила, как ценно одновременно подчиняться британской судебно-правовой системе, но в то же самое время, в некоторых сферах, где государство наделяет ее соответствующими правами, решать вопросы силами собственных властей – раввината. Но мы признаем примат британского законодательства".
В настоящее время, по английскому законодательству, спор между двумя субъектами может быть разрешен вне судебной системы, третьей стороной, если участники конфликта согласны на это.
Однако самое интересное,что иудейский суд, подпадающий под такое определение, в Великобритании уже действует.