В публицистической литературе шариат, как правило, преподносится давно неактуальным институтом средневековья, представляющим лишь исторический интерес. Для простого народа шариат – это просто очень страшное слово. Масла в огонь подливает и большинство его сторонников, зачастую понимающих шариат так же примитивно, как его стараются представить недруги. А виной всему – простое невежество. Ислам как наука
Каждая естественно-научная дисциплина строится исключительно на доказательствах. Причём доказательство того или иного постулата – это, как правило, ссылка на уже доказанный факт. Спустившись по логической лестнице любой естественной науки, можно обнаружить, что в конечном счёте она основывается на «бесспорных положениях», принятых без доказательств. Аксиомах. К примеру, одна из аксиом математики гласит: «Две величины, равные третьей, равны между собой».
Ничем в этом плане не отличаются и шариатские науки, аксиомы которых выражены двумя аятами Книги Всевышнего Аллаха:
1) «…Коран – верное руководство для людей…» («Корова», аят 185);
2) «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас…» («Сонмы», аят 21).
Более 14-ти веков назад араб из племени Курейш, известный в народе своей правдивостью, поднялся на небольшой холм в окрестностях родного города и кликнул клич, который произносился лишь в случае нападения вражеских войск или когда случалось нечто экстренное. Услышав голос, люди поспешили прийти, а кто не мог покинуть свой дом, посылал кого-нибудь вместо себя. Когда все собрались, Мухаммад ибн Абдуллах (мир ему) обратился к ним со словами: «Скажите мне, если бы я сообщил о том, что за склонами этой горы находится конница, готовая напасть на вас, вы бы поверили мне?» Они ответили: «Да, ибо никогда мы не слышали от тебя ни слова лжи». Тогда он (мир ему) призвал людей засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Его. Уже через два десятка лет ислам стал смыслом и образом жизни всего Аравийского полуострова.
Незадолго до смерти Пророка (мир ему) Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором утвердил завершение становления исламской религии. А сам Посланник Аллаха (мир ему) в своём прощальном паломничестве завещал крепко держаться за две незыблемые аксиомы жизненного пути: Коран и Сунну. И если Священный Коран имелся в письменном виде, то по сбору хадисов был начат долгий, кропотливый труд. Если раньше ответы на все вопросы были на устах Пророка (мир ему), то после его смерти возникла острая необходимость в систематизации знания. Если в первое время аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему) отвечали на стоящие в обществе вопросы прямым текстом, то уже очень скоро ситуация кардинально изменилась.
За формирование права взялись лучшие умы исламской уммы. Учёба и знание быстро стали самыми приоритетными направлениями деятельности молодёжи. Необходимость фикха (исламское право) обусловила необходимость многих других шариатских дисциплин. Таких, как, например, усуль фикх (основы права) и хадисоведение, которые, в свою очередь, разделились на множество направлений, каждое из которых опиралось на собственные положения, выведенные из Корана и Сунны.
Наука хадиса
Первой и важнейшей задачей на пути к становлению исламского права были отбор и фиксация достоверных сообщений, передававшихся непосредственно от Пророка (мир ему). Так возникла наука о хадисах, разделы которой со временем превратились в самостоятельные дисциплины. Одной из таких дисциплин стала «наука отвода и подтверждения», посвящённая сбору сведений о передатчиках хадисов и изучению их жизни. Сказать, что огромная по своему объёму и скрупулёзности работа, проведённая исламскими учёными в этой области, не имеет аналогов в других конфессиях – ничего не сказать. Со строгостью подхода и научной методикой, применявшимися хадисоведами, не сравнится даже деятельность передовых информационных агентств, снабжённых современнейшими средствами связи.
Хадис – это не просто слова, переданные от Пророка (мир ему), это ещё и обязательно цепочка передатчиков (иснад). Перед тем как то или иное сообщение попадало в один из сборников, на которые мы сегодня опираемся как на первоисточники, каждое звено передачи хадиса было досконально изучено. Каждый передатчик получал экспертную оценку многочисленных мухаддисов (учёные науки хадиса) по около 20-балльной шкале. Причём учёным в области хадиса были присущи различные критерии подхода к оцениванию. Таким образом, на свет вышло огромное количество трудов, в которых были собраны сведения обо всех, кто передавал сообщения от Посланника Аллаха (мир ему). Некоторые из них повествуют исключительно о достойных доверия передатчиках, другие – лишь о слабых, третьи вобрали в себя обе категории.
Основы права
Параллельно с отбором хадисов началась и их систематизация. Уже в первые три века исламские правоведы вывели все основные положения для извлечения норм из Книги Аллаха и жизни Его Посланника (мир ему). Основными источниками фикха являются Коран, Сунна, иджма (единогласное мнение учёных) и кияс (рационалистическое суждение по аналогии). Имея исключительно божественную основу, исламское законодательство строится на принципах справедливости и общественной пользы. Среди основных приоритетов права особо выделяются следующие:
1) сохранение религии мусульман;
2) поддержание их жизни;
3) защита чести и достоинства;
4) защита разума;
5) защита имущества.
Многие базовые постулаты шариата и, в частности, фикха являются лишь переводом на юридический язык морально-этических установок ислама. Например, характерный для шариата институт облегчения находит выражение в таком известном правовом принципе, как «необходимость делает разрешённым запретное». В ряде принципов прослеживается стремление шариата исключить нанесение ущерба или по возможности уменьшить его: «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вреда», «из двух зол выбирается менее тяжкое», «предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды».
Шариат бдительно стоит на страже частных интересов и прав, к примеру, собственности: «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания». Кораническая идея справедливости наглядно прослеживается в презумпции невиновности, присущей шариату в степени, не имеющей аналогов ни в одной другой правовой системе: «бремя доказывания лежит на истце», «исходным является предположение об отсутствии имущественных обязательств», «отрицание впереди утверждения».
Особо важную роль в формировании права играет принцип «дозволенность незапрещённого», который в рамках основных установок Корана и Сунны предоставляет широкий простор для иджтихада (усердие правоведа в выведении нормы) и является верхней границей принципа «стремление к оптимальности».
Муджтахид и правотворчество
В умах окружающих нас людей шариат представляется жёстким, предельно детализированным сводом суровых законов, которому нет места в современном мире. И уж очень странными они найдут рядом слова «шариат» и «правотворчество».
Правовые положения шариата можно условно разделить на две группы:
1) однозначные нормы, не изменяющиеся со временем;
2) предписания, устанавливающие не чёткие правила поведения в каждом конкретном случае, а лишь общие рамки, ориентиры.
К первой группе относятся вопросы вероубеждения, морали, поклонения и некоторые детализированные нормы, касающиеся взаимоотношения людей. Такие, как, например, вопросы семейного и наследственного права, наказания за определённые преступления. Положения второй группы по своей сути являются основой и посылом для законодательства, правотворчества (в его узком, шариатском смысле) и позволяют шариату не закостеневать, сохранять актуальность, практичность и правовую гибкость, отвечать требованиям места и времени. В любом случае все нормы фикха исходят исключительно из божественного начала и не выходят за рамки, предоставленные Кораном и Сунной.
В современных правовых системах для участия в формировании законодательства, как правило, достаточно «оказаться в нужное время в нужном месте». В исламском праве требования к муджтахиду (учёный-правовед, достигший степени извлечения правовых норм непосредственно из Корана и Сунны), мягко говоря, гораздо строже.
Для того чтобы называться исламским учёным, вовсе не достаточно закончить вуз, магистратуру, аспирантуру и защитить докторскую работу. Главным условием всегда было и остаётся признание тех, кто степени иджтихада уже достиг.
Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте у знающих, если вы не знаете». Все учёные-правоведы выбрали этот аят основополагающим доказательством правильности следования несведущего за учёным-муджтахидом. Таким образом, на плечи последнего ложится огромная ответственность, а сама его деятельность является одной из высших форм поклонения Всевышнему Аллаху.
Путь к званию муджтахида невероятно труден. Препятствия этого пути на протяжении веков отсеивали тех, кто его недостоин. Вот лишь некоторые из требований, предъявляемых к непосредственному толкователю источников шариата:
1) знание и понимание Священного Корана и Сунны с полными комментариями;
2) знание причин, обстоятельств и времени ниспослания аятов Корана и высказываний Посланника Аллаха (мир ему);
3) знание отменённых аятов и хадисов;
4) глубокое знание арабского языка;
5) полное знание основ фикха и методов извлечения решений из текстов первоисточников;
6) претендент должен быть мусульманином, отличающимся исключительной рассудительностью и всесторонней эрудированностью; справедливым и честным.
Столь жёсткие критерии выбраны неслучайно. Ибо муджтахид не создаёт новых правил поведения, а лишь ищет и извлекает решения, изначально содержащиеся в шариате, – если не в точных положениях, то в его многозначных предписаниях или общих принципах и целях.
Заключение
В наши дни, когда небывалый прогресс в научной, экономической, политической, социальной, военной и других сферах жизни непрерывно ставит в очередь всё новые и новые вопросы, исламская умма как никогда нуждается в специалистах самых разных областей.
Все предпосылки для начала огромной работы, которая нам обязательно предстоит, сегодня есть. Исламская молодёжь встаёт на ноги. Призыв с каждым днём набирает обороты. Подключается интеллигенция. Если лет 15 назад кандидатов наук из числа активных мусульман можно было пересчитать по пальцам, то сегодня счёт пошёл уже на сотни. Никто не должен оставаться в стороне. И первым шагом на пути к освоению иджтихада, доступным практически каждому, должна стать культура арабского языка.
У великих учёных Золотых веков не было многого из того, чем сегодня располагаем мы. У них не было учебников по грамматике. Не было сборников хадисов и полных комментариев к ним. Не было толкований Корана и книг по жизнеописанию Пророка (мир ему). Не было предельно детализированных многотомников по исламскому праву. Не было университетов, кафедр и системы обучения как таковой. Не было яркого света ночью. И прохлады кондиционеров днём. Ни один учёный не обладал той библиотекой, которая сегодня легко умещается на одном DVD-диске. Наши великие предшественники преодолевали расстояния в сотни километров для того, для чего нам сегодня достаточно открыть книгу или включить компьютер. А из уважения к бумаге некоторые даже не поворачивались к ней спиной.
Всего этого у них не было. Было другое. Другое, которое с лихвой заменяло учёным прошлого ноутбуки с библиотеками и Интернет с online-маджлисами, – жажда знаниий. Жажда, которая заставляла их месяцами шагать по знойным днём и леденящим ночью пустыням в поисках, порой, одного-единственного хадиса. Жажда, которой нам сегодня так не хватает. Да укрепит нас Аллах!